ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСОВ НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ
- Авторы: Курусь И.А.1
-
Учреждения:
- Новосибирский государственный медицинский университет
- Выпуск: № 4 (2019)
- Страницы: 39-44
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/61
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-39-44
- ID: 61
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Успешная адаптация студентов к первому году обучения является одной из приоритетных задач в системе современного образования. Установлено, что для студентов-первокурсников характерно переживание кризисов разной степени интенсивности. В процессе переживания кризисных ситуаций может сформироваться кризисная идентичность, отражающая нарушения стабильности и устойчивости личности и содержащая проявления в различных аспектах: поведенческом, эмоциональном, межличностном, семейном и т. д. Для преодоления тяжелых стрессовых состояний и переживаний, к которым можно отнести и кризисные, используются разные ресурсы, одними из которых являются психологические защиты. В настоящее время актуальным является анализ характера взаимосвязи психологических защит с кризисами, переживаемыми на первом году обучения у студентов.
В исследовании приняли участие 222 студента первого курса города Новосибирска. Средний возраст участников исследования составил 18,3±1,1 года, из них 56 юношей и 166 девушек. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что для студентов первого курса характерна высокая степень напряженности таких психологических защит, как проекция, компенсация, интеллектуализация, регрессия, реактивные образования, а также общая напряженность психологических защит. Среди защит средней степени напряженности доминирует замещение.
Психологические защиты «проекция», «регрессия», «замещение» положительно коррелируют практически со всеми типами кризисов, характерными для студенческого периода, а также практически со всеми показателями кризисной идентичности. Все эти типы защит можно отнести к защитам с низкой и средней степенью конструктивности. Полученные результаты могут быть использованы педагогами-психологами для грамотного психологического сопровождения студентов.
Об авторах
И. А. Курусь
Новосибирский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina_kurus@rambler.ru
старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии
РоссияСписок литературы
- Принада Н.А. Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса к среде высшего учебного заведения // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 1. С. 120-123.
- Курусь И.А. Содержание переживания кризисных ситуаций у студентов 1 курса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 1. С. 87-92.
- Mohr C., Braun S., Chmetz F., Kluckner V.J., Lott P., Schrag Y., Stassen H. Cross-cultural assessment of coping behavior under chronic stress. A three-center study of 407+404+406 students // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 60. P. 29-29.
- Фалева Е.Е. Основные психологические проблемы и кризисы в развитии личности студента // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 7. С. 138-141.
- Дмитриева Н.В., Перевозкин С.Б., Перевозкина Ю.М., Самойлик Н.А. Диагностика кризиса идентичности. Новокузнецк: КузГПА, 2012. 134 с.
- Исаева Д.А. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 2. С. 78-85.
- Ариас А.-М., Карпова Е.А., Кукулите Т.Г. Динамика профессиональной идентичности у студентов вуза (психологический анализ) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 241-253.
- Самсонова Е.А. Профессиональная идентичность студентов первых курсов // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 43-51.
- Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 29-33.
- Мельников Н.М. Психологические аспекты поведения человека в кризисной ситуации // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 1. С. 102-105.
- Садовникова Н.О. Переживание как деятельность по разрешению профессионального кризиса личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-6. С. 1328-1332.
- Безуглова А.А., Васильева О.С., Правдина Л.Р. Особенности социально-психологической адаптации у лиц с разными стратегиями совладающего поведения // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 4. С. 180-204.
- Парфенова Г.Л., Королева А.Ф. Механизмы психологической защиты личности в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С. 88-92.
- Искусных А.Ю. Исследование напряженности психологических защит у студентов вузов // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 14. С. 8-9.
- Шакура К.В., Иващенко К.А., Талдыкина Е.А. Взаимосвязь механизмов психологических защит с копинг-стратегиями у студентов-психологов // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 10. С. 185-190.
- Соловьева С.Л. Кризисная психология. М.: АСТ, 2007. 286 с.
- Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода : дис.. канд. психол. наук. СПб., 2003. 217 c.
- Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: СПбНИПНИ им. В.А. Бехтерева, 2005. 50 с.
- Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПб.: СПбГМУ, 2009. 135 с.
- Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукорович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2007. 256 с.
- Медведева Н.И., Цечоева Р.Х. Влияние кризиса идентичности на психическое здоровье студента вуза // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1. С. 321-322.
- Петросянц В.Р. Особенности проявления механизмов психологической защиты студентов-психологов в вузе в зависимости от жизнестойкости // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 3. С. 250-254.
- Александров И.Ю., Маркелов В.В. Особенности психологических защит и копинг-стратегий в структуре личности студентов факультета физической культуры // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 2-1. С. 10-16.
- Панасенко Е.А., Морозова И.С. Параметры психологических защит студентов первых курсов во взаимосвязи с личностными особенностями // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 176-180.
- Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита. М.: Перо, 2014. 160 с.