СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДОВЕРИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается тенденция студенческой молодежи к интернет-коммуникации и активному включению в информационно-коммуникативное общение в виртуальном медиапространстве, повышению доверительного отношения молодежи к интернет-ресурсам. Отмечено наличие теоретических и методологических ограничений в исследованиях интернет-коммуникации. Теоретически и методологически обоснована концептуальная схема исследования с позиции системного подхода и психологии отношений, раскрывающая основные компоненты феномена доверия студенческой молодежи к интернет-коммуникации и их составляющие. Доверие как целостное отношение раскрывается через частные отношения (отношение к информации из интернет-источников; модальность отношения к влиянию информации в процессе интернет-коммуникации на молодежь; отношение к поиску информации для выхода из затруднительных ситуаций), понятие «доверительное отношение к интернет-коммуникации студенческой молодежи» рассматривается в соотношении с доверительным отношением студенческой молодежи к миру и ближнему окружению. Подчеркнута специфика интернет-коммуникации как обмена информацией в глобальной сети.

Для измерения компонентов доверительного отношения разработаны и проверены по психометрическим показателям стандартизированные шкалы для студентов. Предложена измерительная процедура, опирающаяся на теорию общих систем и вероятностные закономерности рефлексивного прогноза, которая позволила выявить позитивное, негативное, неопределенное отношение к доверию к интернет-коммуникации.

Раскрыты структурно-содержательные характеристики компонентов доверия к интернет-коммуникации (информационно-когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого) на основе эмпирических данных, полученных в результате исследования репрезентативной выборки студенческой молодежи и обобщенных с помощью факторного анализа.

Представлены результаты распределения студенческой молодежи по соотношению доверительного отношения к интернет-коммуникации с доверительным отношением к миру и ближнему окружению.

Об авторах

Н. Б. Парфенова

Псковский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nadezhdaparfenova@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и сопровождения развития ребенка

Россия

Д. Я. Грибанова

Псковский государственный университет

Email: dianab81@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и сопровождения развития ребенка

Россия

Список литературы

  1. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 12-48.
  2. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2003. 229 с.
  3. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб.: Речь, 2007. 190 с.
  4. Сушков И.Р., Козлова Н.С. Интернет-активность как проявление потребности личности в коллективном субъекте // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 75-83.
  5. Chamberlian S.R., Loannidis K., Grant J.E. The impact of comorbid impulsive/compulsive disorders on problematic internet use // Journal of Behavior Addiction. 2018. Vol. 7. № 2. P. 269-275.
  6. Höijer B. Social representation theory. A new theory for media research // Nordicom Review. 2011. Vol. 32. № 2. P. 3-16.
  7. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Академия, 2000. 264 с.
  8. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. 328 с.
  9. Хвыля-Олинтер Н.А. Интернет-фактор в ценностном развитии молодежи России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 5. С. 104-109.
  10. Бергис Т.А., Азизова Л.В. Взаимосвязь интернет-зависимого поведения и особенностей межличностного общения личности раннего юношеского возраста // Азимут научных исследований. Серия: педагогика, психология. 2015. № 1. С. 46-49.
  11. Ioannidis K., Hook R., Goudriaan A.E., Vlies S., Fineberg N.A., Grant J.E., Chamberlain S.R. Cognitive deficits in problematic internet use: meta-analysis of 40 studies // The British Journal of Psychiatry. 2019. Vol. 215. № 5. P. 639-646.
  12. Манеров В.Х., Королева Н.Н., Богдановская И.М., Проект Ю.Л. Мирообразование и личностные феномены интернет-коммуникации. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 191 с.
  13. Иващенко А.В., Карабущенко Н.Б., Сунгурова Н.Л. Личностно-типологические особенности студентов в сетевом поведении // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 2. С. 58-70.
  14. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 474 с.
  15. Барабанщиков В.А. Принцип системности и современная психология // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива. М.: ИП РАН, 2007. С. 268-286.
  16. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 362 с.
  17. Анненкова И.В., Залоило М.В. Новая культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: право, медиа и национальная идентичность // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 3. С. 140-155.
  18. Баева И.А. Психология безопасности: теоретическая основа практической помощи человеку в экстремальной ситуации // Журнал практического психолога. 2008. № 4. С. 3-8.
  19. Середа Е.И., Парфенова Н.Б. Психологическая безопасность молодежи в условиях ожидаемой террористической угрозы. Псков: ПсковГУ, 2013. 306 с.
  20. Парфенова Н.Б., Литвинов С., Золотухина Н. Программа сопровождения учащейся молодежи в интернет-дискурсе // Актуальные проблемы самореализации личности в современном обществе: материалы Международной научно-практической конференции. Псков: Псковский государственный университет, 2017. С. 205-212.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах