ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Авторы: Пономаренко И.В.1, Курусь И.А.1, Митенко А.А.1, Волохова С.А.2, Андреев А.Б.3
-
Учреждения:
- Новосибирский государственный медицинский университет
- Центр образования детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Кругозор»
- Новосибирская региональная общественная организация многодетных семей и семей с детьми «Вектор»
- Выпуск: № 4 (2019)
- Страницы: 52-57
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/63
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-52-57
- ID: 63
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимы специальные условия развития, социализации и воспитания. Процесс адаптации у таких детей проходит значительно труднее и длительнее. Зачастую они отстают в развитии в эмоциональной, волевой и познавательной сферах, так как психические структуры и функции у них развиваются иначе, чем у здоровых детей.
Одним из важнейших аспектов воспитания ребенка с ОВЗ является умение принять и понять его, так как для таких детей очень важен эмоциональный контакт с родителями. Родителям необходимо выстроить с ребенком теплые эмоциональные взаимоотношения и радоваться времени, проведенному с ним. Поэтому родителям детей с ОВЗ очень важно иметь хорошо развитый эмоциональный интеллект и высокий уровень эмпатии.
В статье отражены данные эмпирического исследования особенностей эмпатии и эмоционального интеллекта родителей детей с ОВЗ по сравнению с родителями условно здоровых детей. Эмпирическое исследование эмпатии и эмоционального интеллекта родителей детей с ограниченными возможностями здоровья было проведено в апреле 2019 года. В нем приняло участие 28 человек, 14 из которых – родители детей с ОВЗ и 14 – родители условно здоровых детей. Для диагностики уровня эмпатических способностей использовали методику В.В. Бойко, для оценки «эмоционального интеллекта» использовали методику Н. Холла (опросник EQ).
Установлено, что родители детей с ОВЗ не сопереживают другим людям и не проявляют соучастия к другим людям, но при этом способны хорошо управлять эмоциями и понимать состояния других людей. Выявленные особенности могут быть связаны с характером воспитательной и образовательной ситуации в их семейной системе.
Об авторах
И. В. Пономаренко
Новосибирский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: I.V_Ponomarenko@mail.ru
старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии
РоссияИ. А. Курусь
Новосибирский государственный медицинский университет
Email: irina_kurus@rambler.ru
старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии
РоссияА. А. Митенко
Новосибирский государственный медицинский университет
Email: alin1122.98@mail.ru
студент
РоссияС. А. Волохова
Центр образования детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Кругозор»
Email: volokhova.svetlanna@gmail.com
заместитель директора
РоссияА. Б. Андреев
Новосибирская региональная общественная организация многодетных семей и семей с детьми «Вектор»
Email: 79538888557@yandex.ru
руководитель проектной деятельностью
РоссияСписок литературы
- Титов Д.Е., Сошинов А.Г. Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России // Сборник научных трудов SWORLD. 2013. № 3. С. 45-50.
- Матяш Н.В., Павлова Т.А. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. № 2. С. 119-122.
- Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие. Минск: Бестпринт, 2009. 76 с.
- Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2010. № 5. С. 244-247.
- Сумина К.С. Теоретические аспекты исследования роли семьи в развитии ребенка // Акмеология. 2016. № SI. С. 94-95.
- Копылова Т.П. Развитие эмпатии у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной реализации инклюзивного образования // Молодежная наука: тенденции развития. 2018. № 1. С. 26-31.
- Маллер А.Р. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации средствами воспитания в обществе эмпатии и толератности: «Дети как дети» // Профилактика зависимостей. 2015. № 1. С. 14-22.
- Мукина Е.Ю. Ограниченные возможности здоровья ребенка как педагогическая проблема и десоциализирующий фактор // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6. С. 122-132.
- Альбекова С.Б., Данилова Т.Н. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка // Молодежный научный вестник. 2017. № 4. С. 45-48.
- Готтман Дж., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 272 с.
- Ерохина Е.В. Эмпирическое обоснования психологических типов эмоционального интеллекта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 103-109.
- Кузьмина В.П. Развитие эмпатии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию детско-родительских отношений // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 11. С. 250-255.
- Комлик Л.Ю., Меренкова В.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 37-40.
- Чернышева Н.С., Фоминых Е.С. Проблема деструктивного взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 2. № 3. С. 237-240.
- Арбатская К.И., Устинова Н.А. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями // Педагогическое образование в России. 2017. № 8. С. 85-89.
- Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Берестнева О.Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей инвалидов // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 2. С. 129-141.
- Кустова Н.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания // Специальное образование: материалы XI Международной научной конференции. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. С. 176-179.
- Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2015. 667 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2009. 544 с.
- Гришко Е.А., Ермолова В.М. Исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 2. С. 28-33.
- Иванова В.С., Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л. Личностные особенности матерей и родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов с детским церебральным параличом // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 12. С. 48-53.