ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ НА КОЛЯСКАХ НА САМООЦЕНКУ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЦП
- Авторы: Горохова Н.П.1, Рубцова Н.О.1
-
Учреждения:
- Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
- Выпуск: № 1 (2020)
- Страницы: 7-11
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/65
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-7-11
- ID: 65
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены особенности свойств личности подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, механизмы, обеспечивающие процессы формирования ценностей личности, и факторы, влияющие на эмоционально-волевое состояние подростков с ДЦП. Цель исследования – изучение влияния занятий фехтованием на колясках на самооценку свойств личности и межличностные отношения у подростков с ДЦП.
Описаны и проанализированы методические приемы проведения занятий фехтованием на колясках с подростками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Методические приемы, использованные в рамках учебно-тренировочных занятий по фехтованию на колясках, направлены на эффективную работу тренера с учениками, формирование навыков взаимодействия в группе, гармонизацию эмоциональных реакций, а также воспитание ответственного отношения к учебно-тренировочному процессу. Данные методические приемы включают вербальную оценку, отказ от излишней опеки, преднамеренное создание ситуаций успеха, систему взаимоотношений «тренер – ученик». Для определения свойств личности был использован тест «Личностный дифференциал», адаптированный в Институте им. В.М. Бехтерева. Контрольный эксперимент показал динамику улучшения психоэмоциональной сферы у подростков экспериментальной группы: значение показателя «Оценка» возросло на 6,05 балла, значение показателя «Сила» увеличилось в среднем на 4,3 балла, рост значения показателя «Активность» составил 7,4 балла. В контрольной группе достоверных изменений не обнаружено.
Достижение подростками с повреждением опорно-двигательного аппарата реальных результатов в коррекции двигательных нарушений в результате занятий фехтованием на колясках приводит к повышению самооценки и жизненной активности, что способствует нарастанию мотивации к реабилитационному процессу.
Об авторах
Н. П. Горохова
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
Автор, ответственный за переписку.
Email: Gorokhova_natalia@mail.ru
преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры
РоссияН. О. Рубцова
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
Email: Gorokhova_natalia@mail.ru
кандидат педагогических наук, профессор
РоссияСписок литературы
- Лысенко К.Ю., Трифонова А.Д. Исследование динамики детской инвалидности в России за 2000-2015 гг. // Молодой ученый. 2016. № 14. С. 359-362.
- Ткаченко Е.С., Голева О.П., Щербаков Д.В., Халикова А.Р. Детский церебральный паралич: состояние изученности проблемы (Обзор) // Мать и дитя в Кузбассе. 2019. № 2. С. 4-9.
- Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М.: Альфа, 2001. 149 с.
- Тимофеева И.В. Образ тела как компонент «Я-концепции» личности детей с детским церебральным параличом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 99-105.
- Кударинова А.С., Ашимханова Г.С., Жусупбекова З.Д., Садыков К.И., Саликов Ж.К. Особенности проведения лечебной физкультуры при детском церебральном параличе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 5. С. 101-104.
- Савина М.В. Проблемы психического развития детей и подростков с ДЦП // Международный медицинский журнал. 2010. Т. 16. № 3. С. 11-15.
- Бегидова Т.П., Буданова Н.А., Фролова С.В., Швачун О.А. Воспитание гуманизма у подростков средствами адаптивного спорта // Адаптивная физическая культура. 2018. № 2. С. 24-26.
- Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями / под ред. Н.В. Ялпаева. М.: Просвещение, 2002. 477 с.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
- Therapeutic Motor Intervention programmes for children with cerebral Palsy: A Critical Analysis // European Journal Pediatrics. 2003. № 162. P. 443-444.
- Потешкин А.В., Таламова И.Г., Стоцкая Е.С., Налобина А.Н. БОС-абилитация детей с детским церебральным параличом // Адаптивная физическая культура. 2019. № 1. С. 38-41.
- Стоцкая Е.С., Самсонова Ю.В., Самсонов Д.А., Налобина А.Н. Опыт коррекции двигательных нарушений детей с детским церебральным параличом // Адаптивная физическая культура. 2019. Т. 80. № 4. С. 35-37.
- Дубкова Е.С., Войнова Е.В., Горохова Н.П. Организация занятий фехтованием на колясках в специальной общеобразовательной коррекционной школе интернате № 31 Москвы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 6. С. 55-59.
- Горохова Н.П., Дубкова Е.С. Особенности организации тренировочных занятий по фехтованию со спортсменами с проблемами опорно-двигательного аппарата» // Адаптивная физическая культура. 2019. № 1. С. 41-43.
- Graham H.K., Rosenbaum P., Paneth N., Dan B., Lin J.-P., Damiano D.L., Becher J.G., Gaebler-Spira D., Clover A., Reddihough D.S., Crompton K.E., Lieber R.L. Cerebral palsy // Nature Reviews Disease Primers. 2016. № 2. Article number 15082.
- Woolfenden S., Galea C., Smithers-Sheedy H., Blair E., Mcintyre S., Reid S., Delacy M., Badawi N. Impact of social disadvantage on cerebral palsy severity // Development Medicine and Child Neurology. 2018. Vol. 61. № 5. P. 586-592.
- Белкина Е.Б. Фехтование на инвалидных колясках - перспективы и трудности // Спорт России. 2009. Т. 2. С. 259-265.
- 1.5. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. C. 46-48.
- Юламанова Г.М., Мавлеткулова А.С. Особенности свойств личности и психоэмоционального состояния фехтовальщиков-колясочников различной квалификации // Теория и практика физической культуры. 2009. № 4. С. 47-50.
- Bjornson K., Zhou C., Fatone S., Orendurff M., Stevenson R., Rashid S. The Effect of Ankle-Foot Orthoses on Community-Based Walking in Cerebral Palsy: A Clinical Pilot Study // Pediatric Physical Therapy. 2016. Vol. 28. № 2. P. 179-186.