ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ НА КОЛЯСКАХ НА САМООЦЕНКУ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЦП


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены особенности свойств личности подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, механизмы, обеспечивающие процессы формирования ценностей личности, и факторы, влияющие на эмоционально-волевое состояние подростков с ДЦП. Цель исследования – изучение влияния занятий фехтованием на колясках на самооценку свойств личности и межличностные отношения у подростков с ДЦП.

Описаны и проанализированы методические приемы проведения занятий фехтованием на колясках с подростками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Методические приемы, использованные в рамках учебно-тренировочных занятий по фехтованию на колясках, направлены на эффективную работу тренера с учениками, формирование навыков взаимодействия в группе, гармонизацию эмоциональных реакций, а также воспитание ответственного отношения к учебно-тренировочному процессу. Данные методические приемы включают вербальную оценку, отказ от излишней опеки, преднамеренное создание ситуаций успеха, систему взаимоотношений «тренер – ученик». Для определения свойств личности был использован тест «Личностный дифференциал», адаптированный в Институте им. В.М. Бехтерева. Контрольный эксперимент показал динамику улучшения психоэмоциональной сферы у подростков экспериментальной группы: значение показателя «Оценка» возросло на 6,05 балла, значение показателя «Сила» увеличилось в среднем на 4,3 балла, рост значения показателя «Активность» составил 7,4 балла. В контрольной группе достоверных изменений не обнаружено.

Достижение подростками с повреждением опорно-двигательного аппарата реальных результатов в коррекции двигательных нарушений в результате занятий фехтованием на колясках приводит к повышению самооценки и жизненной активности, что способствует нарастанию мотивации к реабилитационному процессу.

Об авторах

Н. П. Горохова

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Автор, ответственный за переписку.
Email: Gorokhova_natalia@mail.ru

преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры

Россия

Н. О. Рубцова

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Email: Gorokhova_natalia@mail.ru

кандидат педагогических наук, профессор

Россия

Список литературы

  1. Лысенко К.Ю., Трифонова А.Д. Исследование динамики детской инвалидности в России за 2000-2015 гг. // Молодой ученый. 2016. № 14. С. 359-362.
  2. Ткаченко Е.С., Голева О.П., Щербаков Д.В., Халикова А.Р. Детский церебральный паралич: состояние изученности проблемы (Обзор) // Мать и дитя в Кузбассе. 2019. № 2. С. 4-9.
  3. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М.: Альфа, 2001. 149 с.
  4. Тимофеева И.В. Образ тела как компонент «Я-концепции» личности детей с детским церебральным параличом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 99-105.
  5. Кударинова А.С., Ашимханова Г.С., Жусупбекова З.Д., Садыков К.И., Саликов Ж.К. Особенности проведения лечебной физкультуры при детском церебральном параличе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 5. С. 101-104.
  6. Савина М.В. Проблемы психического развития детей и подростков с ДЦП // Международный медицинский журнал. 2010. Т. 16. № 3. С. 11-15.
  7. Бегидова Т.П., Буданова Н.А., Фролова С.В., Швачун О.А. Воспитание гуманизма у подростков средствами адаптивного спорта // Адаптивная физическая культура. 2018. № 2. С. 24-26.
  8. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями / под ред. Н.В. Ялпаева. М.: Просвещение, 2002. 477 с.
  9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
  10. Therapeutic Motor Intervention programmes for children with cerebral Palsy: A Critical Analysis // European Journal Pediatrics. 2003. № 162. P. 443-444.
  11. Потешкин А.В., Таламова И.Г., Стоцкая Е.С., Налобина А.Н. БОС-абилитация детей с детским церебральным параличом // Адаптивная физическая культура. 2019. № 1. С. 38-41.
  12. Стоцкая Е.С., Самсонова Ю.В., Самсонов Д.А., Налобина А.Н. Опыт коррекции двигательных нарушений детей с детским церебральным параличом // Адаптивная физическая культура. 2019. Т. 80. № 4. С. 35-37.
  13. Дубкова Е.С., Войнова Е.В., Горохова Н.П. Организация занятий фехтованием на колясках в специальной общеобразовательной коррекционной школе интернате № 31 Москвы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 6. С. 55-59.
  14. Горохова Н.П., Дубкова Е.С. Особенности организации тренировочных занятий по фехтованию со спортсменами с проблемами опорно-двигательного аппарата» // Адаптивная физическая культура. 2019. № 1. С. 41-43.
  15. Graham H.K., Rosenbaum P., Paneth N., Dan B., Lin J.-P., Damiano D.L., Becher J.G., Gaebler-Spira D., Clover A., Reddihough D.S., Crompton K.E., Lieber R.L. Cerebral palsy // Nature Reviews Disease Primers. 2016. № 2. Article number 15082.
  16. Woolfenden S., Galea C., Smithers-Sheedy H., Blair E., Mcintyre S., Reid S., Delacy M., Badawi N. Impact of social disadvantage on cerebral palsy severity // Development Medicine and Child Neurology. 2018. Vol. 61. № 5. P. 586-592.
  17. Белкина Е.Б. Фехтование на инвалидных колясках - перспективы и трудности // Спорт России. 2009. Т. 2. С. 259-265.
  18. 1.5. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. C. 46-48.
  19. Юламанова Г.М., Мавлеткулова А.С. Особенности свойств личности и психоэмоционального состояния фехтовальщиков-колясочников различной квалификации // Теория и практика физической культуры. 2009. № 4. С. 47-50.
  20. Bjornson K., Zhou C., Fatone S., Orendurff M., Stevenson R., Rashid S. The Effect of Ankle-Foot Orthoses on Community-Based Walking in Cerebral Palsy: A Clinical Pilot Study // Pediatric Physical Therapy. 2016. Vol. 28. № 2. P. 179-186.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах