КАРАСУБАЗАРСКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
- Авторы: Шелягова А.А.1
-
Учреждения:
- Крымский университет культуры, искусств и туризма
- Выпуск: № 1 (2020)
- Страницы: 18-25
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/67
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-18-25
- ID: 67
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проведен историко-педагогический анализ процесса становления и развития Карасубазарской женской гимназии Симферопольского уезда Таврической губернии в начале XX века. Установлено, что на содержание Карасубазарской женской гимназии ежегодно выделялись денежные ассигнования от государственного казначейства, городской управы, еврейского общества, а также бюджет гимназии пополнялся за счет платы за обучение, сумма которой ежегодно менялась. Важную роль в материальном и финансовом обеспечении гимназии играл попечительский совет. Ретроспективный анализ дает возможность утверждать, что в исследуемый период структурно гимназия состояла из рекреационного и гимнастического залов, помещений для приготовительных классов и практических занятий учениц 8-го класса, фундаментальной библиотеки, физического кабинета и кабинета естественных наук и учебных пособий. Выявлено, что количество учащихся гимназии постоянно возрастало, и среди гимназисток преобладали дети мещан, крестьян, дворян, чиновников и купцов, как правило, православного вероисповедания. Проанализировано и охарактеризовано содержание гимназического образования, которое имело классическую направленность: русский язык и словесность, математика, педагогика, история, география, естественная история, педагогика, физика, космография, чистописание, рукоделие, рисование, пение, музыка и танцы, гимнастика и гигиена. Ведущее место занимало изучение французского и немецкого языков. Отмечено, что учебное начальство занималось разработкой правил о внешкольном надзоре и заботилось не только о воспитании девушек в стенах гимназии, но и о том, как они ведут себя за ее пределами. Установлено, что Карасубазарская женская гимназия давала общее образование, предоставляла возможность после ее окончания заниматься учительской деятельностью в уездных и низших училищах, готовила к поступлению в университет, воспитывала культурного человека, а также стремилась к сохранению традиций воспитания и образования.
Об авторах
А. А. Шелягова
Крымский университет культуры, искусств и туризма
Автор, ответственный за переписку.
Email: shelyagova-anna@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплин
РоссияСписок литературы
- Марков Н.С. Формирование и развитие содержания гуманитарного образования в гимназиях XIX-XX вв. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2. С. 146-153.
- Обухович В.В. Среднее образование в педагогической культуре Российской империи XIX в. // Общество: философия, история, культура. 2019. № 3. С. 91-95.
- Фролова М.И. Реализация законодательства в области начального и гимназического образования в России середины XIX - начала XX в. (в отечественной историко-педагогической науке) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 5. С. 87-95.
- Ежова С.А. Казанская женская гимназия с профессиональным отделением Л.П. Шумковой: пути демократизации женского образования в дореволюционной России // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 160. № 3. С. 616-631.
- Солоусов А.С. Женские гимназии и училища пореформенной России (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Гуманизм и право: межвузовский сборник научных статей. СПб.: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2003. С. 153-170.
- Архангельская Л.В. Внеклассные занятия в женских гимназиях Пермской губернии (вторая половина XIX - начало XX века) // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 409. С. 25-32.
- Романов С.П. Становление и развитие гимназического образования в Российской губернии в середине XIX - начале XX в. на примере гимназий восточной части Московской губернии и города Коломны // Общество: философия, история, культура. 2019. № 1. С. 71-77.
- Романенчук К.В. К истории частных женских гимназий начала XX века в России // Герценовские чтения - 2015. Актуальные проблемы русской истории: сборник научных и учебно-методических трудов. СПб.: ЭлекСис, 2016. С. 118-122.
- Громова Н.Ф. Из истории средней школы в Крыму в первой половине XIX века // Таврический научный обозреватель. 2017. № 8. С. 6-19.
- Новикова Е.В. Развитие системы государственного образования в крымских уездах Таврической губернии во второй половине 60-х годов XIX - начале XX века // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 10. С. 71-79.
- Головань Т.М., Альметова Н.В. Образовательная деятельность Феодосийской мужской гимназии в конце XIX века (1883-1894 гг.) // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 3-2. С. 49-52.
- Шелягова А.А. Симферопольская частная мужская гимназия М. Волошенко: историко-педагогический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-1. С. 367-373.
- Грива О.А. Per aspera ad astra. Взаимоотношения педагогов и учащихся в отечественной гимназии во второй половине XIX - начале XX века. М.: ИНФРА-М, 2019. 143 с.
- Шелягова А.А. Культурно-патриотическая составляющая деятельности гимназий Крыма в XIX - начале XX века // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2016. Т. 2. № 2. С. 84-99.
- Задерейчук А.А., Задерейчук И.П. Организация системы немецкого женского образования в Крыму в конце XIX - начале XX века // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. 2017. Т. 3. № 2. С. 18-28.
- Анафиева Э.Р. Историография проблемы развития частного образования в Крыму в XIX веке // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 8. С. 6-10.
- Blömeke S., König J., Felbrich A. Middle school education in Germany // An international look at educating young adolescents. Charlotte: Information Age Publishing, 2009. P. 255-286.
- Van Bommel B. Classical Humanism and the Challenge of Modernity: Debates on Classical Education in 19th-Century Germany. Philologus, Supplementary. Vol. 1. Berlin: De Gruyter, 2015. 1234 p.
- Cvrcek Т., Zajicek М. The rise of public schooling in nineteenth century Imperial Austria: Who gained and who paid? // Cliometrica. 2019. Vol. 13. № 3. P. 367-403.
- Oelkers J. The Strange Case of German “Geisteswissenschaftliche Pädagogik” // Schneuwly Bernard Education Nouvelle Et Sciences de L'éducation. Berlin: Peter Lang, 2006. P. 191-222.