КАРАСУБАЗАРСКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведен историко-педагогический анализ процесса становления и развития Карасубазарской женской гимназии Симферопольского уезда Таврической губернии в начале XX века. Установлено, что на содержание Карасубазарской женской гимназии ежегодно выделялись денежные ассигнования от государственного казначейства, городской управы, еврейского общества, а также бюджет гимназии пополнялся за счет платы за обучение, сумма которой ежегодно менялась. Важную роль в материальном и финансовом обеспечении гимназии играл попечительский совет. Ретроспективный анализ дает возможность утверждать, что в исследуемый период структурно гимназия состояла из рекреационного и гимнастического залов, помещений для приготовительных классов и практических занятий учениц 8-го класса, фундаментальной библиотеки, физического кабинета и кабинета естественных наук и учебных пособий. Выявлено, что количество учащихся гимназии постоянно возрастало, и среди гимназисток преобладали дети мещан, крестьян, дворян, чиновников и купцов, как правило, православного вероисповедания. Проанализировано и охарактеризовано содержание гимназического образования, которое имело классическую направленность: русский язык и словесность, математика, педагогика, история, география, естественная история, педагогика, физика, космография, чистописание, рукоделие, рисование, пение, музыка и танцы, гимнастика и гигиена. Ведущее место занимало изучение французского и немецкого языков. Отмечено, что учебное начальство занималось разработкой правил о внешкольном надзоре и заботилось не только о воспитании девушек в стенах гимназии, но и о том, как они ведут себя за ее пределами. Установлено, что Карасубазарская женская гимназия давала общее образование, предоставляла возможность после ее окончания заниматься учительской деятельностью в уездных и низших училищах, готовила к поступлению в университет, воспитывала культурного человека, а также стремилась к сохранению традиций воспитания и образования.

Об авторах

А. А. Шелягова

Крымский университет культуры, искусств и туризма

Автор, ответственный за переписку.
Email: shelyagova-anna@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплин 

Россия

Список литературы

  1. Марков Н.С. Формирование и развитие содержания гуманитарного образования в гимназиях XIX-XX вв. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2. С. 146-153.
  2. Обухович В.В. Среднее образование в педагогической культуре Российской империи XIX в. // Общество: философия, история, культура. 2019. № 3. С. 91-95.
  3. Фролова М.И. Реализация законодательства в области начального и гимназического образования в России середины XIX - начала XX в. (в отечественной историко-педагогической науке) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 5. С. 87-95.
  4. Ежова С.А. Казанская женская гимназия с профессиональным отделением Л.П. Шумковой: пути демократизации женского образования в дореволюционной России // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 160. № 3. С. 616-631.
  5. Солоусов А.С. Женские гимназии и училища пореформенной России (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Гуманизм и право: межвузовский сборник научных статей. СПб.: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2003. С. 153-170.
  6. Архангельская Л.В. Внеклассные занятия в женских гимназиях Пермской губернии (вторая половина XIX - начало XX века) // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 409. С. 25-32.
  7. Романов С.П. Становление и развитие гимназического образования в Российской губернии в середине XIX - начале XX в. на примере гимназий восточной части Московской губернии и города Коломны // Общество: философия, история, культура. 2019. № 1. С. 71-77.
  8. Романенчук К.В. К истории частных женских гимназий начала XX века в России // Герценовские чтения - 2015. Актуальные проблемы русской истории: сборник научных и учебно-методических трудов. СПб.: ЭлекСис, 2016. С. 118-122.
  9. Громова Н.Ф. Из истории средней школы в Крыму в первой половине XIX века // Таврический научный обозреватель. 2017. № 8. С. 6-19.
  10. Новикова Е.В. Развитие системы государственного образования в крымских уездах Таврической губернии во второй половине 60-х годов XIX - начале XX века // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 10. С. 71-79.
  11. Головань Т.М., Альметова Н.В. Образовательная деятельность Феодосийской мужской гимназии в конце XIX века (1883-1894 гг.) // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 3-2. С. 49-52.
  12. Шелягова А.А. Симферопольская частная мужская гимназия М. Волошенко: историко-педагогический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-1. С. 367-373.
  13. Грива О.А. Per aspera ad astra. Взаимоотношения педагогов и учащихся в отечественной гимназии во второй половине XIX - начале XX века. М.: ИНФРА-М, 2019. 143 с.
  14. Шелягова А.А. Культурно-патриотическая составляющая деятельности гимназий Крыма в XIX - начале XX века // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2016. Т. 2. № 2. С. 84-99.
  15. Задерейчук А.А., Задерейчук И.П. Организация системы немецкого женского образования в Крыму в конце XIX - начале XX века // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. 2017. Т. 3. № 2. С. 18-28.
  16. Анафиева Э.Р. Историография проблемы развития частного образования в Крыму в XIX веке // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 8. С. 6-10.
  17. Blömeke S., König J., Felbrich A. Middle school education in Germany // An international look at educating young adolescents. Charlotte: Information Age Publishing, 2009. P. 255-286.
  18. Van Bommel B. Classical Humanism and the Challenge of Modernity: Debates on Classical Education in 19th-Century Germany. Philologus, Supplementary. Vol. 1. Berlin: De Gruyter, 2015. 1234 p.
  19. Cvrcek Т., Zajicek М. The rise of public schooling in nineteenth century Imperial Austria: Who gained and who paid? // Cliometrica. 2019. Vol. 13. № 3. P. 367-403.
  20. Oelkers J. The Strange Case of German “Geisteswissenschaftliche Pädagogik” // Schneuwly Bernard Education Nouvelle Et Sciences de L'éducation. Berlin: Peter Lang, 2006. P. 191-222.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах