ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ВУЗЕ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- Авторы: Янкина Н.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет
- Выпуск: № 3 (2020)
- Страницы: 19-23
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/84
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-3-19-23
- ID: 84
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена одной из приоритетных задач современного российского высшего образования – обеспечению интеграции в международное образовательное пространство, главной характеристикой которого выступает поликультурность. В качестве способа формирования поликультурной среды университета предлагается организация и проведение межкультурных мероприятий с участием иностранных студентов. Цель исследования – изучить опыт организации межкультурных мероприятий с участием иностранных студентов и разработать практические рекомендации для организации данной работы в вузе. В ходе исследования описаны основные факторы, определяющие процесс организации и содержание мероприятий, направленных на повышение качества межкультурной коммуникации внутри вуза, формирование навыков взаимодействия в поликультурной группе, гармонизацию межэтнических эмоциональных отношений, воспитание толерантного и уважительного отношения к «чужой» культуре. Раскрыт потенциал подобных мероприятий для решения проблем, связанных с обучением и адаптацией иностранных студентов в новой образовательной среде. Эффективность предложенного способа формирования поликультурной среды вуза обосновывается с точки зрения решения задач профессионального обучения в современных условиях глобализации. Новизна работы заключается в определении основных тематических направлений и этапов организации и проведения внеаудиторных межкультурных мероприятий, определении роли педагога. Результаты исследования включают оценку динамики изменения межкультурных знаний и умений участников одного из межкультурных проектов. Для определения указанных изменений среди участников мероприятия до и после его реализации было проведено анкетирование с помощью авторского опросника, разработанного на основе «Опросника межкультурного развития» (IDI – Intercultural Development Inventory), позволившего выявить способность российских и иностранных студентов воспринимать культурные различия и изменять свою модель поведения в соответствии с ними.
Об авторах
Н. В. Янкина
Оренбургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: natalyayankina@rambler.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков
РоссияСписок литературы
- Akkari A., Maleq K. Global Citizenship Education: Recognizing Diversity in a Global World // Global Citizenship Education. Springer: Swiss National Science Foundation, 2020. P. 3-13.
- Ter-Minasova S. Challenges of intercultural communication: A view from Russia // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 4. С. 9-19.
- Михалева О.В., Морозов А.В. Формирование поликультурной личности студента - будущего бакалавра-лингвиста // Языковое сознание в аспекте межкультурной коммуникации. Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2018. С. 92-98.
- King E.W. Educating for peace in a global society // Intercultural Education. 2020. Vol. 31. № 4. P. 493-498.
- Adam M. World climate demands global learning for all // The Education Digest. 2003. № 69. P. 25-30.
- Rust V., Kim S. Globalization and global university rankings // Second International Handbook on Globalization, Education and policy Research. Springer: Springer Science and Business Media, 2015. P. 167-180.
- Соколова М.М., Соколова А.М., Калита В.В. Иностранные студенты в межкультурном пространстве вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2017. Т. 10. № 4. С. 425-440.
- Вашурина Е.В., Вершинина О.А., Газиева Ч.Ф., Евдокимова Я.Ш., Крылов А.А., Мухамедиева С.А., Павлова О.В., Хайдаров Ф.А. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2016. 234 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 366 с.
- Башмакова Н.И., Рыжова Н.И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 224-237.
- Ярычев Н.У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента // Педагогика высшей школы. 2016. № 1. С. 30-33.
- Викулина М.А., Пугачева Е.А. Поликультурная среда вуза и формирование толерантности студентов. Набережные Челны: НФ ГОУ ВПО НГЛУ, 2007. 146 с.
- Dyussenbayev A. Age Periods of Human life // Advances in Social Sciences Research Journal. 2017. № 4. P. 258-263.
- Лихачева Л.С., Морозова А.П. Этнокультурный фестиваль как активная форма межкультурного взаимодействия в поликультурном обществе // Человек в мире культуры. 2016. № 3. С. 13-19.
- Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализующемся мире // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 3-15.
- Кустов Ю.А., Лившиц Ю.А. Системны подход к повышению качества подготовки специалистов // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры. Тольятти: ТГУ, 2019. С. 88-96.
- Gebregergis W.T., Huang F., Hong J. The impact of emotional intelligence on depression among international students studying in China: the mediating effect of acculturative stress // International Journal of Intercultural Relations. 2020. Vol. 79. P. 82-93.
- Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в межкультурной коммуникации // Обсерватория и культуры. 2008. № 2. С. 26-32.
- Гузикова М.О., Фофанова П.Ю. Основы теории межкультурной коммуникации. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2015. 124 с.
- Hammer M.R., Bennett M.J., Wiseman R. The Intercultural Development Inventory: A measure of intercultural sensitivity // International Journal of Intercultural Relations. 2003. № 27. P. 421-443.