Субъективные представления о социальной успешности в подростковом возрасте
- Авторы: Тузова О.Н.1, Кобзева О.В.1
-
Учреждения:
- Мурманский арктический государственный университет, Мурманск
- Выпуск: № 1 (2023)
- Страницы: 61-68
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/849
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-1-61-68
- ID: 849
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме социальной успешности. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью организации профориентационной работы и оказания психолого-педагогической помощи в процессе личностного становления подростков в условиях неопределенности и изменчивости. Целью исследования стало выявление особенностей представлений подростков о социальной успешности личности в современном обществе и изучение уровня оценки их собственной социальной успешности. Эмпирическое исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ г. Мурманска. В исследовании приняли участие 50 обучающихся 8–9-х классов в возрасте 14–15 лет. Использовалась методика Г.Р. Хузеевой «Успешный человек» в авторской модификации, которая заключалась в составлении дополнительных вопросов, направленных на выявление самооценки социальной успешности респондентов и качеств, которые помогают им быть успешными. Было установлено, что подростки связывают социальную успешность с деловыми качествами, такими как целеустремленность, трудолюбие, работоспособность, а также понимают необходимость хорошего образования и развитых коммуникативных навыков для достижения успеха. Анализ результатов оценки подростками собственной социальной успешности показал, что 14 % респондентов оценивают ее высоко, 66 % – средне и 20 % – низко. Выявлены различия в представлениях о социальной успешности между группами подростков с разным уровнем самооценки. Полученные результаты легли в основу программы психолого-педагогического сопровождения подростков в процессе профессионального и личностного становления.
Ключевые слова
Об авторах
Ольга Николаевна Тузова
Мурманский арктический государственный университет, Мурманск
Автор, ответственный за переписку.
Email: olg.tuzova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1906-8702
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики
РоссияОльга Владимировна Кобзева
Мурманский арктический государственный университет, Мурманск
Email: kobzevao@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-5571-3153
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики
РоссияСписок литературы
- Батурин Н.А. Успех и неудача: теория, исследование, практика. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2018. 144 с. EDN: YKVHHV.
- Кобзева О.В. Специфика социокультурной идентичности в подростковом возрасте // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 102–106. EDN: FHHMBA.
- Барский Е.В., Пушкарева Т.В. Теоретический анализ исследования социальной успешности школьников // Перспективы науки. 2017. № 9. С. 51–55. EDN: ZSHIWJ.
- Собкин В.С., Калашникова Е.А. Профессиональные предпочтения учащихся и социокультурные трансформации профессиональных групп // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. С. 114–134. doi: 10.17759/sps.2020110308.
- Кобзева О.В. Специфика образа мира в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-7. С. 236–242. EDN: XBHBCF.
- Sutin A.R., Costa P.T., Miech R., Eaton W.W. Personality and Career Success: Concurrent and Longitudinal Relations // European Journal of personality. 2009. Vol. 23. № 2. P. 71–84. doi: 10.1002/per.704.
- Айварова Н.Г., Миронов А.В., Наумова М.В. Жизнестойкость и психологическое здоровье молодежи коренных малочисленных народов севера // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 1. С. 6–12. EDN: YTOYPJ.
- Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 28–38. doi: 10.17759/jmfp.2018070203.
- Гукаленко О.В. Развитие эмоционального интеллекта как фактор учебной и социальной успешности школьников: теоретический обзор // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 2. С. 14–28. EDN: PTYIMA.
- Пронина А.Н., Сушкова И.В., Яковлева И.В. Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 3. С. 89–103. doi: 10.15293/2226-3365.1703.06.
- Каменева Е.Г., Силкина Т.А. Формирование социальной компетентности как базового регулятива социальной успешности подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 59–62. EDN: GAQJAO.
- Толочек В.А., Вильчес-Ногерол В.В., Сизова Л.А. Стили делового общения и среда организации: факторы взаимной детерминации // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2020. № 1. С. 55–69. EDN: AGLGYT.
- Толочек В.А., Сизова Л.А., Вильчес-Ногерол В.В. Стили делового общения, социальный опыт субъекта, среда организации: эффекты взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 4. С. 321–333. doi: 10.18500/2304-9790-2019-8-4-321-333.
- Соломатина Г.Н., Суменко Л.В. Социальная успешность приемного ребенка как фактор эффективности замещающей семьи // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 6. С. 104–113. doi: 10.23951/2307-6127-2022-6-104-113.
- Толочек В.А. Социальная успешность человека: внесубъектные и интерсубъектные ресурсы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 2. С. 115–123. EDN: UAGYSB.
- Толочек В.А. Условия социальной среды, ресурсы и социальная успешность субъектов: открытые вопросы // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 4. С. 36–47. doi: 10.31857/S020595920021478-1.
- Тузова О.Н. Социальные представления как социально-психологическое понятие // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С. 91–95. doi: 10.24158/spp.2022.4.13.
- Хузеева Г.Р. Особенности социального пространства (персонального хронотопа) современных подростков, проживающих в различных условиях // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2013. № 2. С. 38–46. EDN: RBRNGZ.
- Кожакина С.О. Потребность подростков в социальной успешности // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2013. № 4. С. 60–65. EDN: REYWOD.
- Шабанов А.Г. Психолого-педагогическое сопровождение социальной успешности подростков в школе // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 4. С. 34–42. EDN: QIOWOS.
- Идентичность и социализация в современном обществе: сборник методик / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: МПГУ, 2015. 112 с. EDN: WIDNGR.
- Кондратьев М.Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 116–130. doi: 10.17759/sps.2017080208.
- Гущина Т.Н. Исследование представлений современной молодежи о социальной успешности // Социально-политические исследования. 2020. № 3. С. 110–122. doi: 10.20323/2658-428X-2020-3-110-122.