АПРОБАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИЧНОСТИ “DIMENSIONS OF IDENTITY DEVELOPMENT SCALE (DIDS)”
- Авторы: Борисенко Ю.В.1
-
Учреждения:
- Кемеровский государственный университет
- Выпуск: № 3 (2020)
- Страницы: 33-41
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/86
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-3-33-41
- ID: 86
Цитировать
Полный текст
Аннотация
диагностического инструментария для исследования процессов идентичности, дающего возможность сравнивать результаты исследований с зарубежными данными, является актуальной проблемой в контексте изучения идентичности личности. В статье изложены результаты исследования, целью которого была апробация и адаптация англоязычной методики исследования процессов идентичности личности “Dimensions of Identity Development Scale (DIDS)”, созданной в 2008 году коллективом авторов под руководством K. Luyckx. В статье описаны особенности перевода, адаптации и апробации методики. Для апробации методики нами было проведено исследование с участием 245 испытуемых: 145 женщин и 100 мужчин в возрасте от 17 до 40 лет (M=25,17; SD=11,07). Конструкторная валидность теста определялась с помощью факторного анализа. Как и в оригинале, в русскоязычной версии были выделены 5 факторов. Для определения операциональной валидности опросника результаты методики сравнивались с результатами методики «Тест статусов и структуры эго-идентичности» Е.Л. Солдатовой (СЭИ-тест) с помощью корреляционного и дисперсионного анализа. Тест-ретестовая надежность оценивалась через сравнение результатов опросника с результатами повторного обследования через 6 месяцев. Статистический анализ полученных данных позволяет сделать вывод о достаточной достоверности и надежности методики. Методика исследования процессов идентичности личности “Dimensions of Identity Development Scale (DIDS)” (в русскоязычном варианте «Шкала измерения процессов идентичности») успешно апробирована на российской выборке и может быть применена в практике психологического консультирования и для дальнейших исследований в области идентичности.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. В. Борисенко
Кемеровский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: evseenkova@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии развития
РоссияСписок литературы
- Erikson E.H. Identity, youth and crisis. New York: Norton, 1968. 336 p.
- Marcia J.E. Identity and psychosocial development in adulthood // Identity: An International Journal of Theory and Research. 2002. № 2. P. 7-28.
- Schwartz S., Luyckx K., Crocetti E. What have we learned since Schwartz? A reappraisal of the field of identity development // The Oxford handbook of identity development. Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 539-561.
- Verschueren M., Rassart J., Claes L., Moons P., Luyckx K. Identity statuses throughout adolescence and emerging adulthood: A large-scale study into gender, age, and contextual differences // Psychologica Belgica. 2017. Vol. 57. P. 32-42.
- Bogaerts A., Claes L., Bastiaens T., Luyckx K. Personality disorder symptomatology in Belgian emerging adults: Associations with identity processes and statuses // European Journal of Developmental Psychology. 2020. P. 1-21. Early Access.
- Kroger J. Identity development: adolescence through adulthood. London: Sage, 2007. 328 p.
- Galanaki E., Leontopoulou S. Criteria for the transition to adulthood, developmental features of emerging adulthood, and views of the future among greek studying youth // Europes Journal of Psychology. 2017. Vol. 13. № 3. P. 417-440.
- Crocetti E., Rubini M., Meeus W. Capturing the dynamics of identity formation in various ethnic groups: Development and validation of a three-dimensional model // Journal of Adolescence. 2008. Vol. 31. № 2. P. 207-222.
- van Doeselaar L., Becht A.I., Klimstra T.A., Meeus W.H.J. A review and integration of three key components of identity development: Distinctiveness, coherence, and continuity // European Psychologist. 2018. Vol. 23. № 4. P. 278-288.
- Злоказов К.В. Вопросы развития идентичности в работах последователей Эриксона // Педагогическое образование в России. 2015. № 9. С. 155-161.
- Kroger J. Identity in childhood and adolescence // International Encyclopedia of the Social and Behavior Sciences. 2015. № 11. P. 537-542.
- Waterman A.S., Schwartz S.J., Goldbacher E., Green H., Miller C., Philip S. Predicting the subjective experience of intrinsic motivation: The roles of self-determination, the balance of challenges and skills, and self-realization values // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. № 11. P. 1447-1458.
- Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles V.L. Handbook of identity theory and research: Structure and processes. New York: Springer, 2011. 998 p.
- Hatano K., Sugimura K., Luyckx K. Do Identity Processes and Psychosocial Problems Intertwine with Each Other? Testing the Directionality of Between- and Within-Person Associations // Journal of Youth and Adolescence. 2019. Vol. 49. № 2. P. 467-478.
- Berzonsky M.D., Cieciuch J., Duriez B., Soenens B. The how and what of identity formation: Associations between identity styles and value orientations // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 50. № 2. P. 295-299.
- Berzonsky M.D., Kinney A. Identity Processing Style and Depression: The Mediational Role of Experiential Avoidance and Self-Regulation // Identity. 2019. Vol. 19. № 2. P. 83-97.
- Luyckx K., Schwartz S.J., Berzonsky M.D., Soenens B., Vansteenkiste M., Smits I., Goossens L. Capturing ruminative exploration: Extending the four-dimensional model of identity formation in late adolescence // Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42. № 1. P. 58-82.
- Vosylis R., Erentaitė R., Crocetti E. Global Versus Domain-Specific Identity Processes: Which Domains Are More Relevant For Emerging Adults? // Emerging Adulthood. 2018. Vol. 6. № 1. P. 32-41.
- Bogaerts A., Luyckx K., Bastiaens T., Kaufman E.A., Claes L. Identity Impairment as a Central Dimension in Personality Pathology // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2020. Article in press.
- Verschueren M., Luyckx K., Kaufman E.A., Vansteenkiste M., Moons P., Sleuwaegen E., Berens A., Schoevaerts K., Claes L. Identity processes and statuses in patients with and without eating disorders // European Eating Disorders Review. 2017. Vol. 25. № 1. P. 26-35.
- Peters J.R., Eisenlohr-Moul T.A., Upton B.T., Talavera N.A., Folsom J.J., Baer R.A. Characteristics of repetitive thought associated with borderline personality features: A multimodal investigation of ruminative content and style // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2017. Vol. 39. № 3. P. 456-466.
- Maurer T.W., Pleck J.H., Rane T.R. Parental identity and reflected appraisals: Measurement and gender dynamics // Journal of Marriage and the Family. 2001. Vol. 63. № 2. P. 309-321.
- Piotrowski K. Adaptation of the Utrecht-Management of Identity Commitments Scale (U-MICS) to the measurement of the parental identity domain // Scandinavian Journal of Psychology. 2018. Vol. 59. № 2. P. 157-166.
- Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости // Вестник Южно-Уральского государственного университет. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 29-33.
- Fadjukoff P., Pulkinnen L., Kokko K. Identity processes in adulthood: Diverging domains // Identity. 2005. Vol. 5. № 1. P. 1-20.