ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
- Авторы: Евсеенкова Е.В.1, Борисенко Ю.В.1
-
Учреждения:
- Кемеровский государственный университет
- Выпуск: № 3 (2020)
- Страницы: 54-62
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/89
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-3-54-62
- ID: 89
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучение риска аутодеструктивного поведения старших подростков, проблем формирования жизнестойкости в подростковом возрасте, а также исследование их взаимосвязи, позволяющее сравнивать результаты российских исследований с зарубежными данными, является актуальной проблемой в современном обществе в связи с необходимостью организации безопасной образовательной среды. В статье описаны ситуационные и личностные компоненты риска аутодеструктивного поведения подростков. Приводятся результаты исследования, целью которого было изучить взаимосвязь риска аутодеструктивного поведения старших подростков с уровнем жизнестойкости, В исследовании приняли участие 297 учащихся 9–10-х классов в возрасте 14–17 лет (М=15,3; SD=0,26). Выявлены особенности проявления ситуационных и личностных составляющих риска аутодеструктивного поведения в старшем подростковом возрасте. Описаны наиболее значимые сдерживающие факторы аутодеструктивного поведения: для большинства старших подростков это вера в возможность решения проблем и ответственность перед семьей. Выявлены и описаны значимые взаимосвязи между риском аутодеструктивного поведения и жизнестойкостью.
Уровень жизнестойкости и ее параметры (вовлеченность, контроль, риск) связаны и с личностными, и с ситуативными составляющими риска аутодеструктивного поведения. Однако наиболее тесно жизнестойкость взаимосвязана с личностными факторами аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте. Среди ситуативных факторов наиболее взаимосвязаны с уровнем жизнестойкости те из них, что связаны с решением текущих жизненных задач данного возраста. Высокий уровень жизнестойкости обратно взаимосвязан с параметрами риска аутодеструктивного поведения в старшем подростковом возрасте.
Об авторах
Е. В. Евсеенкова
Кемеровский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: evseenkova_e_v@mail.ru
ассистент кафедры акмеологии и психологии развития
РоссияЮ. В. Борисенко
Кемеровский государственный университет
Email: evseenkova@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии развития
РоссияСписок литературы
- Морозова И.С., Борисенко Ю.В., Евсеенкова Е.В. Современное состояние исследований риска суицидального поведения личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 10. С. 83-91.
- Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. 315 с.
- Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. М.: Моск. НИИ психиатрии, 1980. 48 с.
- Ипатов А.В., Шишигина Т.Р. Аутодеструктивное поведение подростков в контексте отклоняющегося развития личности // Акмеология. 2018. № 4. С. 25-31.
- Бородина Т.И., Корчемный П.А. Предрасположенность как психологическое условие личностно-профессиональной диагностики государственных служащих // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 2. С. 126-135.
- Неумоева-Колчеданцева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2011. № 1. С. 42-51.
- Банников Г.С., Павлова Т.С., Кошкин К.А., Летова А.В. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) // Суицидология. 2015. Т. 6. № 4. С. 21-32.
- Beck A.T., Steer R.A., Kovacs M., Garrison B. Hopelessness and eventual suicide: A 10-yearprospective study of patients hospitalized with suicidal ideation // American Journal of Psychiatry. 1985. № 142. P. 559-563.
- Алехин А.Н., Королева Н.Н. Феномен саморазрушающего поведения подростков в современных российских условиях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. № 3. С. 83-90.
- Леонтьев Д.А. Экзистенциальный смысл суицида: жизнь как выбор // Московский психотерапевтический журнал. 2008. № 4. С. 58-81.
- Максименкова Л.И. Психологические аспекты аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10. № 2. С. 496-499.
- Орешкина А.С. Особенности копинг-поведения суицидальной личности // Социальная и клиническая психиатрия. 2017. Т. 27. № 3. С. 43-48.
- Freedman S.B., Newton A.S. Screening for suicide risk - The need, the possibilities, and a call for resources // Canadian journal of emergency medicine. 2020. Vol. 22. № 3. P. 269-270.
- Sabbath J.C. The suicidal adolescent: The expendable child // Journal of the American Academy of Child Psychiatry. 1969. Vol. 8. № 1. P. 272-285.
- Maddi S.R. Hardiness Enhances Effectiveness and Fulfillment // Encyclopedia of Mental Health (Second Edition). San Diego: Academic Press, 2016. P. 294-297.
- Jersild A., Meigs M. Children and war // Psychological Bulletin. 1943. Vol. 40. № 8. Р. 541-573.
- Altshuler J.L., Ruble D.N. Developmental changes in children's awareness of strategies for coping with uncontrollable stress // Child Development. 1989. Vol. 60. № 6. Р. 1337-1349.
- Bernard M. The Social-Emotional Wellbeing Surveys. Victoria, 2003. URL: https://www.acer.org/files/SEW-Info_Doc-Background.pdf.
- Neenan M. Developing resilience: a cognitive behavioral approach. London: Routledge, 2011. 183 p.
- Kidd J. Understanding career counseling: theory, research and practice. London: Sage, 2006. 174 p.
- Hellerstein D. How can I become resilient? How new research can help us cope with postmodern stresses. URL: https://www.psychologytoday.com/us/blog/heal-your-brain/201108/how-can-i-become-more-resilient.
- Legate N., Ryan R., Weinstein N. Is coming out always a “good thing”? Exploring the relations of autonomy support, wellness for lesbian, gay, and bisexual individuals // Social Psychological and Personality Science. 2012. Vol. 3. № 2. Р. 145-152.
- Мамченко А.М., Цветкова Н.А. Исследование связи жизнестойкости с уровнем суицидального риска у подследственных, содержащихся в следственном изоляторе // Прикладная юридическая психология. 2017. № 3. C. 41-49.
- Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. СПб.: СПГУ, 2003. 80 с.
- Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2007. 128 с.
- Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. 141 с.
- Белогай К.Н., Борисенко Ю.В., Евсеенкова Е.В., Каган Е.С., Морозова И.С. Опыт использования методики «Детская шкала безнадежности» в процессе апробации скринингового метода исследования суицидального поведения подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 24. С. 3-22.
- Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 2. С. 147-165.