Личностные черты как предикторы гедонического аспекта субъективного благополучия в подростковом возрасте


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Уровень гедонического благополучия является значимой составляющей субъективного благополучия личности. Однако данных по предикторам гедонического благополучия в подростковом возрасте недостаточно, поэтому данная тема представляется актуальной для исследований в контексте именно подросткового возраста. Знание того, какие личностные черты влияют на уровень гедонического благополучия в этом возрасте, может быть ценным при выстраивании профилактической и коррекционной работы с подростковой аудиторией. В статье приведены данные эмпирического исследования регрессионной модели влияния личностных черт на гедоническое благополучие в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 80 подростков средних образовательных учебных заведений г. Новосибирска в возрасте 13–17 лет. Применялись следующие методики: BFI-2 в адаптации Ю.А. Ка­лу­ги­на и С.А. Ще­бе­тен­ко; TEIQue-ASF в адаптации Е.Н. Пен­ки­ной и О.А. Шам­ши­ко­вой; «Шкала удовлетворенности жизнью» в адаптации Д.А. Ле­онтье­ва и Е.Н. Оси­на; аналог PANAS, разработанный Е.Н. Оси­ным. Обнаружена предсказательная способность черт личности в отношении гедонического аспекта субъективного благополучия в подростковом возрасте. Черта эмоционального интеллекта оказывает значимое влияние на аффективный компонент гедонического благополучия, а именно: высокие показатели «Позитивного отношения к жизни» влияют на позитивный аффект (β=0,34), а высокие показатели «Управления своими эмоциями и поведением» влияют на негативный аффект (β=−0,30). Среди черт личности «Большой пятерки» черта нейротизма отрицательно влияет на позитивный аффект (β=−0,25) и удовлетворенность жизнью (β=−0,25), но положительно влияет на негативный аффект (β=0,52); черта доброжелательности влияет на негативный аффект (β=−0,18) и удовлетворенность жизнью (β=0,31); черта добросовестности влияет на позитивный аффект (β=0,30).

Об авторах

Елена Николаевна Пенкина

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Автор, ответственный за переписку.
Email: akva222@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2627-6999

аспирант

Россия

Список литературы

  1. Maccagnan A., Wren-Lewis S., Brown H., Taylor T. Wellbeing and Society: Towards Quantification of the Co-benefits of Wellbeing // Social Indicators Research. 2019. Vol. 141. P. 217–243. doi: 10.1007/s11205-017-1826-7.
  2. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14–37. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.02.
  3. Diener E. Subjective Well-Being. The Science of Happiness and a Proposal for a National Index // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 34–43. doi: 10.1037//0003-066X.55.1.34.
  4. Keyes C.L.M. Mental Health as a Complete State: How the Salutogenic Perspective Completes the Picture. Bridging Occupational, Organizational and Public Health: A Transdisciplinary Approach // Bridging Occupational, Organizational and Public Health. 2013. P. 179–192. doi: 10.1007/978-94-007-5640-3_11.
  5. Vanhoutte B. The Multidimensional Structure of Subjective Well-Being In Later Life // Journal of Population Ageing. 2014. Vol. 7. № 1. P. 1–20. doi: 10.1007/s12062-014-9092-9.
  6. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2002. 462 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2020. 960 с.
  8. Урываев В.А., Тарасова А.А. Субъективное благополучие в структуре личностных черт // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 91–93. EDN: OIWUTL.
  9. Корниенко Д.С. Личностные предикторы психологического благополучия // Фундаментальные науки. 2014. № 11-2. С. 429–432.
  10. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91–110. EDN: QYXAPB.
  11. Petrides K.V., Mavroveli S. Theory and applications of trait emotional intelligence // Psychology: The Journal of the Hellenic Psychological Society. 2018. № 23. Р. 24–36. doi: 10.12681/psy_hps.23016.
  12. Hudson N.W., Fraley R.C. Volitional personality trait change: Can people choose to change their personality traits? // Journal of Personality and Social Psychology. 2015. Vol. 109. № 3. P. 490–507. doi: 10.1037/pspp0000021.
  13. Калугин Ю.А., Щебетенко С.А., Мишкевич А.М., Сото К.Дж., Джон О.П. Психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory-2 // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 7–33. doi: 10.17323/1813-8918-2021-1-7-33.
  14. Пенкина Е.Н., Шамшикова О.А. Психометрический анализ опросника эмоционального интеллекта для подростков TEIQue-ASF К. В. Петридеса и А. Фернхема // СибСкрипт. 2023. Т. 25. № 2 С. 169–182. doi: 10.21603/sibscript-2023-25-2-169-182.
  15. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.06.
  16. Afrashteh M.Y., Hasani F. Mindfulness and psychological well-being in adolescents: the mediating role of self-compassion, emotional dysregulation and cognitive flexibility // Borderline Personal Disord Emot Dysregul. 2022. Vol. 9. Article number 22. doi: 10.1186/s40479-022-00192-y.
  17. Kassis W., Janousch C., Sidler P., Aksoy D., Favre C., Ertanir B. Patterns of students’ well-being in early adolescence: A latent class and two-wave latent transition analysis // PLoS One. 2022. Vol. 17. № 12. Article number e0276794. doi: 10.1371/journal.pone.0276794.
  18. Viejo C., Gómez-López M., Ortega-Ruiz R. Adolescents’ Psychological Well-Being: A Multidimensional Measure // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol. 15. № 10. Article number 2325. doi: 10.3390/ijerph15102325.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах