№ 2 (2024)
- Год: 2024
- Дата публикации: 28.06.2024
- Статей: 4
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/45
-
Описание:
Опубликован 28.06.2024
Весь выпуск
Педагогические науки
Особенности восприятия студентами вузов феномена цифровизации на основе двумерного анализа предикторов компьютеризации и информатизации образования: методика исследования
Аннотация
В связи с переходом системы образования к этапу цифровизации перед российскими вузами стоят задачи, с одной стороны, разработки и использования новых цифровых ресурсов, средств, технологий и моделей электронно-цифрового обучения, а с другой – поиска оптимальных режимов интеграции сложившихся дидактических систем с новыми цифровыми платформами, средами, системами и процессами. Разработана методика исследования восприятия студентами вузов феномена цифровизации на основе многоуровневого анализа предикторов достигнутых вузами результатов информатизации и компьютеризации. Представлены результаты многомерного прогностического анализа оценок соответствия оборудования, технологий, устройств, гаджетов, объектов, ресурсов, технологий и инструментов, относящихся, по мнению респондентов, к предметным областям/процессам компьютеризации, информатизации и цифровизации, на основе авторской системы прогностических предикторов – относительных указателей распределенных в двумерном массиве вертикальных и горизонтальных показателей взаимовлияния/активности/включенности оцениваемых респондентами объектов/ресурсов/процессов компьютеризации, информатизации и цифровизации. Основным методом исследования был цифровой опрос, в котором приняли участие 369 студентов различных направлений подготовки РГПУ им. А.И. Герцена и ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. В понимании испытуемых базовой основой процесса цифровизации являются процессы информатизации и компьютеризации. По мнению респондентов, процессы компьютеризации, информатизации и цифровизации оказались линейно связаны между собой. Однако исследование выявило нелинейные отклонения двумерных оценок по ряду показателей. В частности, были установлены различия в оценках по некоторым существенным предикторам у студентов гуманитарных и коммуникационно-технологических направлений подготовки.
Обучение через преподавание: внеаудиторный подход
Аннотация
Статья посвящена вопросу применения метода обучения через преподавание за рамками аудиторных занятий как эффективному инструменту формирования академических (лингвистических и переносимых) и жизненных навыков, положительных личностных характеристик и пропаганде социально значимых ценностей у студентов неязыковых направлений подготовки. В основе исследования лежит эксперимент, участниками которого стали 20 студентов первого курса Невинномысского технологического института, обучающихся по специальности «Химическая технология неорганических веществ». Эксперимент проводился под руководством автора статьи. В процессе эксперимента, который длился два академических семестра (с сентября по декабрь 2023 г.), участники помогали с выполнением домашних заданий воспитанникам (в возрасте от 8 до 14 лет) местного интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью исследования было выявление академических и неакадемических навыков, которые могут быть приобретены и усовершенствованы посредством преподавательской практики. Результаты эксперимента были собраны и обработаны с помощью метода нарративного интервью (обмен опытом через ответ на поставленный вопрос) и показали присутствие как академических, так и универсальных навыков. Благодаря внеаудиторной обстановке (условиям жизни и обучения в интернате) участники погрузились в среду социально-эмоционального обучения и отметили преимущества данного опыта как для будущей профессиональной деятельности, так и для повседневной жизни. Несмотря на определенные трудности академического и неакадемического характера, с которыми участники и организаторы столкнулись в процессе практического применения этого метода, он оказался продуктивным, и автор рекомендует его к использованию для изучения и преподавания других учебных дисциплин.
Использование текстов русских народных песен в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе
Аннотация
Профессиональная деятельность выпускников творческого вуза во многом связана с популяризацией культурного наследия народов России. Статья посвящена потенциалу дисциплины «Иностранный язык» в приобщении студентов к ценностям русской народной культуры. Было проведено исследование возможности использования переводов текстов лирических русских народных песен на занятиях по иностранному языку для развития языковых навыков, совершенствования речевых навыков и умений, а также для знакомства студентов с национальной картиной мира, отображенной в текстах песен, с их образностью и символикой. В статье изложены три этапа работы с песнями: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Представлены типы заданий для каждого этапа в соответствии с его целью. Помимо развития иноязычных умений в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности, акцент делается на анализе способов передачи средствами английского языка русской безэквивалентой лексики, образов, символов, лексических и синтаксических выразительных средств. Выполняя предложенные задания, студенты знакомятся с богатым культурным наследием России. Как показало проведенное исследование, привлечение песенного материала способствует развитию творческих способностей студентов, повышает их мотивацию к изучению иностранного языка, способствует формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих работников культурной сферы. Следует также отметить практическую направленность представленных в статье учебных заданий, которые можно использовать на занятиях по иностранному языку для студентов разных направлений подготовки.
Исследование факторов и механизма удержания сельских учителей
Аннотация
Для решения проблемы удержания сельских учителей необходимо систематически исследовать влияющие на него факторы с точки зрения теории, политики и технологий, найти реалистичную отправную точку для улучшения ситуации и предложить направление оптимизации стратегии удержания. На основе 4 746 анкет, собранных в 10 регионах китайской провинции Хэйлунцзян, проведено углубленное исследование факторов и механизма удержания сельских учителей. Выявлена значительная корреляция между уровнем профессионализма учителей, приверженностью организации, степенью приспособленности учителей к сельской среде, размером вознаграждения и готовностью учителей остаться в сельской школе. Наиболее влиятельным фактором является приверженность организации. Уровень профессионализма оказывает существенное влияние на удержание сельских учителей; приверженность организации и степень приспособленности учителей к сельской среде влияют опосредованно. Размер заработной платы влияет на профессиональные качества учителей, на приверженность организации, соответствие требованиям и удержание сельских учителей на рабочем месте и оказывает значительное регулирующее воздействие, которое снижается при понижении заработной платы. Для эффективного удержания сельских учителей необходимо обеспечить им сильную поддержку и повысить уровень приверженности организации; повысить степень приспособленности учителей к сельской среде в различных направлениях; создать базу человеческих ресурсов сельских учителей и сформулировать соответствующую политику оплаты труда.