№ 3 (2019)
- Год: 2019
- Статей: 8
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/6
-
Описание:
Опубликован 30.09.2019
Весь выпуск
Педагогические науки
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Аннотация
В статье приведен теоретический анализ публикаций, посвященных проблеме профессиональной подготовки специалистов по охране труда. Определено, что основной причиной возникновения нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является несовершенство системы управления охраной труда, ответственность за разработку, создание и внедрение которой возлагается на специалиста по охране труда. Установлено, что вопросы профессиональной подготовки специалистов по охране труда имеют особую актуальность. Целью статьи является анализ состояния подготовки специалистов по охране труда в Крымском регионе, определение существующих проблем и путей их разрешения. В работе применены следующие методы научного исследования: анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация и систематизация научных работ, практический опыт.
Показан опыт кафедры охраны труда в машиностроении и социальной сфере Крымского инженерно-педагогического университета в области профессиональной подготовки специалистов по охране труда. Обоснована необходимость подготовки специалистов по направлению «Техносферная безопасность» для Крымского региона в рамках принятия профессионального стандарта. Обозначены существующие проблемы подготовки специалистов по охране труда, среди которых выделены следующие: сокращение выпуска специалистов по охране труда; оторванность образовательных программ от реальных потребностей работодателей; поиск баз производственных практик; низкие показатели имиджа профессии; отсутствие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Охрана труда».
Установлено, что система профессиональной подготовки специалистов в области охраны труда требует модернизации системы образования. Сделан вывод о том, что важным аспектом совершенствования подготовки специалистов по охране труда выступает формирование у них культуры безопасности профессиональной деятельности, а также проведение с ними профориентационной работы с целью улучшения имиджа профессии.
РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
Аннотация
Состояние современного общества, характеризующееся научными, технологическими прорывами, разнообразием и доступностью информационных ресурсов, обуславливает необходимость подготовки любознательного, активного, инициативного подрастающего поколения, готового к предстоящим открытиям, стремящегося к поиску неизвестной информации, овладению способами ее добывания. В связи с этим в настоящее время актуальна проблема развития любознательности детей начиная с дошкольного возраста.
В статье раскрывается опыт внедрения в педагогический процесс комплекса образовательных ситуаций общения детей с природой, направленного на развитие любознательности у детей 5–6 лет. Исследование уровня развития любознательности у детей проводилось в рамках педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Любознательность как многокомпонентное интегративное качество изучалось в процессе наблюдений, бесед, с помощью авторских методик оценки характера ответа, креативности, самостоятельности, чуткости к новому. Для развития любознательности использовался комплекс образовательных ситуаций общения детей с природой, особенностями которого являются: построение образовательных ситуаций на основе алгоритма, включающего проблемный вопрос, активизацию детских вопросов, дискуссию с детьми, подкрепление высказываний детей интересными фактами, обозначение перспективы дальнейшего самостоятельного поиска; использование метода экологической эмпатии, диалога с природой, метода экологической заботы, эколого-педагогического тренинга, метода опосредованного общения детей с природой на основе материала художественных произведений о природе. Выявлена положительная динамика по всем выделенным критериям, показана зависимость уровня развития любознательности от алгоритма организации образовательной ситуации общения детей с природой, построения комплекса образовательных ситуаций на основе методов экологического образования.
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОМУ АНАЛИЗУ
Аннотация
Представлен пример реализации проектной деятельности в обучении будущих лингвистов. Несмотря на разноплановые исследования проектной деятельности в изучении иностранных языков, представляется целесообразным исследовать её эффективность в ходе аналитической работы студентов с текстами.
Чтение и анализ аутентичных текстов способствуют развитию языковых навыков, способствуют формированию навыка самостоятельного поиска информации, ее критическому анализу и синтезу, помогают научиться аргументированно излагать результаты интеллектуальной деятельности. Чтение аутентичных текстов помогает усваивать страноведческие реалии, культуру и историю страны изучаемого языка. Для развития лингвострановедческой компетенции студента важно уметь вычленять языковые средства интертекстуальной маркированности, используемые для демонстрации соотнесенности текстов, созданных культурой, в едином пространстве семиосферы.
Исследовательский проект в области интертекстуального анализа текста в рамках дисциплины «История зарубежной литературы» состоял из нескольких этапов. Аналитическая работа над текстом проводилась индивидуально, затем обсуждались достигнутые результаты в группе.
Дано подробное описание всех этапов, представлены формы промежуточной и итоговой отчётности в виде аналитических обзоров, плакатов. Приведена выдержка из аналитического обзора англоязычного ирландского рассказа Вал Маркенс (Val Mulkerns) «Memory and desire», изложены аспекты работы группы, взаимодействия группы с преподавателем, представления результатов проекта к защите.
Описаны критерии оценки проекта, представлен механизм оценивания. Представлены результаты мониторинга уровня осведомленности обучаемых о ряде ключевых понятий стилистики декодирования до начала описанной проектной деятельности и по итогам её завершения.
Отражён вклад проекта в изучение профильной дисциплины, намечены перспективы дальнейшей работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ»
Аннотация
Уральский федеральный университет определил одним из своих приоритетных направлений проектное обучение. Особое значение уделяется междисциплинарным проектам, так как выпускники высших учебных заведений должны быть готовы к реализации проектов, в том числе международных, в различных областях в команде со специалистами из различных отраслей знаний. В связи с этим существует необходимость создания специализированного учебного издания, которое отвечает целям обучения и запросам студентов, преподавателей иностранного языка, руководителей образовательных программ по различным направлениям. Авторы статьи провели теоретические исследования принципов создания современных учебных пособий. Принцип формирования компетенций, сознательности и активности определены авторами приоритетными. В статье предложены дидактические требования к современному учебному изданию, которые включают адекватное соответствие педагогического процесса запросам современной жизни, целенаправленность обучения, ориентацию на студента и мотивацию. Одним из необходимых требований определено и использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Авторы статьи дают подробное описание учебного пособия “How to Master Scientific Skills in English”, которое было разработано для обучения иностранному языку для научно-исследовательской работы. Данное учебное пособие направлено на формирование и развитие всех видов речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и аудирование) на иностранном языке и профессиональных научно-исследовательских компетенций при реализации проектной деятельности в различных областях. Результаты исследования включают оценку апробации учебного пособия со студентами Института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета и опросов преподавателей и студентов.
РОЛЬ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПОКОЛЕНИЯ МИЛЛЕНИАЛОВ
Аннотация
Проблема, сложившаяся в кадровом обеспечении системы школьного образования, показывает острую необходимость обновления механизмов профессиональной социализации молодых педагогов с учетом использования современных ресурсов и особенностей поколения миллениалов. В статье обоснована роль информального образования в профессиональном развитии молодых педагогов Омской области в процессе профессиональной социализации. Выборочно проанализированы результаты социологического исследования «Портрет молодого учителя XXI века», проведенного в 2019 году в Омской области среди молодых педагогов и руководителей общеобразовательных организаций. Анализ результатов исследования раскрывает особенности педагогов через теорию поколений У. Штрауса и Н. Хоува. Выявлено рассогласование между трудностями молодых педагогов, возникающими в ходе профессиональной деятельности, и приоритетными формами профессионального развития, предлагаемыми администрацией образовательных учреждений. Определены ТОП-10 самых значимых региональных мероприятий поддержки молодых учителей в осуществлении профессиональной деятельности. На основании проведенного социологического исследования сделаны выводы о том, что молодые педагоги в процессе профессиональной социализации отдают приоритет формам информального образования, что в целом свойственно им как представителям поколения миллениалов, ключевыми особенностями которых являются стремление к самореализации, потребность удовлетворить чувство собственной значимости. Информальное образование становится их жизненной стратегией, «стилем жизни». Установлено, что процесс профессиональной социализации тесно сопряжен не столько с формированием системы знаний, сколько с выстраиванием в сознании молодого педагога представлений о ценностях, правилах, нормах профессионального сообщества, которые становятся ориентиром в дальнейшем профессиональном развитии.
Психологические науки
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ДЕЗАДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация
В настоящее время наблюдается рост количества детей, дезадаптированных к образовательной среде дошкольной организации. Это обусловлено современной социальной обстановкой, в которой развивается ребенок. Все чаще дети проявляют агрессию по отношению к взрослым и сверстникам, они замкнуты, уходят в себя, не доверяют новым людям, вещам, ситуациям, эмоционально отчуждены, им недостает социальной нормативности, компетентности. Дезадаптация к образовательной среде дошкольной организации затрагивает такие сферы взаимодействия как «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок», нарушает процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации.
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками, их социальной приспособленности и эмоционального благополучия в образовательной организации. В основе исследования лежат наблюдения, беседы, опросы, эксперимент, использовались методики «Межличностные отношения ребенка» Р. Жиля, «Я в детском саду» М. Быковой и М. Аромштам, «Кактус» М.А. Панфиловой и тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Полученные результаты свидетельствуют, что у старших дошкольников наблюдаются следующие проявления дезадаптации: эмоциональная напряженность, непроизвольность поведения, тревожность, агрессивность во взаимоотношениях со сверстниками и нежелание идти с ними на контакт, тревожность и конфликтность во взаимоотношениях с педагогом.
Для преодоления дезадаптации старших дошкольников был разработан комплекс упражнений педагогической поддержки, реализация которого в образовательном процессе дошкольной организации содействует формированию умений конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками (игры-драматизации, сказкотерапия), произвольности поведения (игры с правилами) и снятию эмоционального напряжения (игры на релаксацию, снятие мышечного напряжения, песочная терапия).
ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме воспитания мальчиков и девочек в семье. В конце XX века по вопросу воспитания мальчиков и девочек возникла серьезная полемика как в психолого-педагогических, так и в родительских кругах, так как проводились многочисленные исследования гендерных вопросов и гендерного аспекта формирования личности. Целью нашего исследования является анализ родительских предпочтений аспектов, связанных с психологическим полом (фемининности, маскулинности, андрогинности), в процессе воспитания мальчиков и девочек, а также родительских предпочтений в процессе воспитания ценностных ориентаций у мальчиков и девочек. Мы исследовали родительские предпочтения в воспитании фемининных и маскулинных черт характера, а также ценностно-смысловых ориентаций у мальчиков и девочек, затем провели анализ данных, полученных в результате исследования. В исследовании приняли участие 44 человека, или 22 супружеские пары. Исследование проводилось с помощью методики определения психологического пола S.L. Bem и теста М. Рокича «Исследование ценностных ориентаций». Из 20 маскулинных черт в зоне статистической значимости оказались только напористость, сила, властность, мужественность, соревновательность, что свидетельствует о родительском предпочтении в воспитании именно этих черт у сыновей. Из 20 фемининных черт в зоне статистической значимости остались доверчивость, женственность, мягкость, сердечность, привлекательность, что свидетельствует о родительском предпочтении в воспитании именно этих черт у дочерей. Родительские же предпочтения в воспитании ценностных ориентаций не имели значимых отличий по гендерному признаку.
ДЕФИЦИТАРНОСТЬ ГРАНИЦ Я КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЙ МЕНТАЛИЗАЦИИ И ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА ПРИ САМООТЧУЖДЕНИИ
Аннотация
В статье представлен авторский подход к пониманию дуальности самоотчуждения как защиты и адаптации и его связи со спецификой ментализации и внутреннего диалога личности, которая определяется качеством границ Я. Цель работы – выяснение характера связей между прочностью границ Я и самоотчуждением. Выявлена сложная детерминированность феномена самоотчуждения: во-первых, двойственностью Я человека, во-вторых, его дистанцированием или отказом от Не-Я и от диалога с ним. Нарушения обмена информацией и энергией между Я и Не-Я коррелируют с изменениями прочности их границ и искажают процессы ментализации, что создает почву для самоотчуждения. Установлены и систематизированы содержательно-функциональные связи нарушений ментализации, прочности границ Я и его диалога с Не-Я. Адаптивное самоотчуждение выступает ответом на угрозу консервации Я и отражает выбор самоизменения; защитное самоотчуждение и выбор самосохранения актуализируются при угрозе разрушения Я. Эмпирически выявлены различные тенденции в связях между прочностью границ Я и самоотчуждением. Для прочных границ более характерны самоотчуждение, монолог Я, дефицит ментализации, псевдо- и компартментализация, адаптационное «ложное Я», вегетативность или авантюризм. При тонких границах преобладает защитное самоотчуждение с переживанием бессилия, снижены или подавлены возможности ментализации и способность человека к самоопределению и самоизменению. Выводы автора заключаются в признании необходимости для жизни человека баланса защитного и адаптационного самоотчуждения, связь которого с изменениями прочности границ Я должна учитываться при оказании психологической помощи.