№ 3 (2019)

Весь выпуск

Педагогические науки

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Абильтарова Э.Н.

Аннотация

В статье приведен теоретический анализ публикаций, посвященных проблеме профессиональной подготовки специалистов по охране труда. Определено, что основной причиной возникновения нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является несовершенство системы управления охраной труда, ответственность за разработку, создание и внедрение которой возлагается на специалиста по охране труда. Установлено, что вопросы профессиональной подготовки специалистов по охране труда имеют особую актуальность. Целью статьи является анализ состояния подготовки специалистов по охране труда в Крымском регионе, определение существующих проблем и путей их разрешения. В работе применены следующие методы научного исследования: анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация и систематизация научных работ, практический опыт.

Показан опыт кафедры охраны труда в машиностроении и социальной сфере Крымского инженерно-педагогического университета в области профессиональной подготовки специалистов по охране труда. Обоснована необходимость подготовки специалистов по направлению «Техносферная безопасность» для Крымского региона в рамках принятия профессионального стандарта. Обозначены существующие проблемы подготовки специалистов по охране труда, среди которых выделены следующие: сокращение выпуска специалистов по охране труда; оторванность образовательных программ от реальных потребностей работодателей; поиск баз производственных практик; низкие показатели имиджа профессии; отсутствие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Охрана труда».   

Установлено, что система профессиональной подготовки специалистов в области охраны труда требует модернизации системы образования. Сделан вывод о том, что важным аспектом совершенствования подготовки специалистов по охране труда выступает формирование у них культуры безопасности профессиональной деятельности, а также проведение с ними профориентационной работы с целью улучшения имиджа профессии.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(3):7-12
pages 7-12 views

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

Зебзеева В.А., Пономарева М.Н.

Аннотация

Состояние современного общества, характеризующееся научными, технологическими прорывами, разнообразием и доступностью информационных ресурсов, обуславливает необходимость подготовки любознательного, активного, инициативного подрастающего поколения, готового к предстоящим открытиям, стремящегося к поиску неизвестной информации, овладению способами ее добывания. В связи с этим в настоящее время актуальна проблема развития любознательности детей начиная с дошкольного возраста.

В статье раскрывается опыт внедрения в педагогический процесс комплекса образовательных ситуаций общения детей с природой, направленного на развитие любознательности у детей 5–6 лет. Исследование уровня развития любознательности у детей проводилось в рамках педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Любознательность как многокомпонентное интегративное качество изучалось в процессе наблюдений, бесед, с помощью авторских методик оценки характера ответа, креативности, самостоятельности, чуткости к новому. Для развития любознательности использовался комплекс образовательных ситуаций общения детей с природой, особенностями которого являются: построение образовательных ситуаций на основе алгоритма, включающего проблемный вопрос, активизацию детских вопросов, дискуссию с детьми, подкрепление высказываний детей интересными фактами, обозначение перспективы дальнейшего самостоятельного поиска; использование метода экологической эмпатии, диалога с природой, метода экологической заботы, эколого-педагогического тренинга, метода опосредованного общения детей с природой на основе материала художественных произведений о природе. Выявлена положительная динамика по всем выделенным критериям, показана зависимость уровня развития любознательности от алгоритма организации образовательной ситуации общения детей с природой, построения комплекса образовательных ситуаций на основе методов экологического образования.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(3):13-19
pages 13-19 views

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОМУ АНАЛИЗУ

Иванова В.И., Опанасец А.С.

Аннотация

Представлен пример реализации проектной деятельности в обучении будущих лингвистов. Несмотря на разноплановые исследования проектной деятельности в изучении иностранных языков, представляется целесообразным исследовать её эффективность в ходе аналитической работы студентов с текстами.

Чтение и анализ аутентичных текстов способствуют развитию языковых навыков, способствуют формированию навыка самостоятельного поиска информации, ее критическому анализу и синтезу, помогают научиться аргументированно излагать результаты интеллектуальной деятельности. Чтение аутентичных текстов помогает усваивать страноведческие реалии, культуру и историю страны изучаемого языка. Для развития лингвострановедческой компетенции студента важно уметь вычленять языковые средства интертекстуальной маркированности, используемые для демонстрации соотнесенности текстов, созданных культурой, в едином пространстве семиосферы.

Исследовательский проект в области интертекстуального анализа текста в рамках дисциплины «История зарубежной литературы» состоял из нескольких этапов. Аналитическая работа над текстом проводилась индивидуально, затем обсуждались достигнутые результаты в группе.

Дано подробное описание всех этапов, представлены формы промежуточной и итоговой отчётности в виде аналитических обзоров, плакатов. Приведена выдержка из аналитического обзора англоязычного ирландского рассказа Вал Маркенс (Val Mulkerns) «Memory and desire», изложены аспекты работы группы, взаимодействия группы с преподавателем, представления результатов проекта к защите.

Описаны критерии оценки проекта, представлен механизм оценивания. Представлены результаты мониторинга уровня осведомленности обучаемых о ряде ключевых понятий стилистики декодирования до начала описанной проектной деятельности и по итогам её завершения.

Отражён вклад проекта в изучение профильной дисциплины, намечены перспективы дальнейшей работы.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(3):20-24
pages 20-24 views

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ»

Ковалева А.Г., Анчугова О.В., Зарифуллина Д.П., Курманова Д.И., Ткачева М.В.

Аннотация

Уральский федеральный университет определил одним из своих приоритетных направлений проектное обучение. Особое значение уделяется междисциплинарным проектам, так как выпускники высших учебных заведений должны быть готовы к реализации проектов, в том числе международных, в различных областях в команде со специалистами из различных отраслей знаний. В связи с этим существует необходимость создания специализированного учебного издания, которое отвечает целям обучения и запросам студентов, преподавателей иностранного языка, руководителей образовательных программ по различным направлениям. Авторы статьи провели теоретические исследования принципов создания современных учебных пособий. Принцип формирования компетенций, сознательности и активности определены авторами приоритетными. В статье предложены дидактические требования к современному учебному изданию, которые включают адекватное соответствие педагогического процесса запросам современной жизни, целенаправленность обучения, ориентацию на студента и мотивацию. Одним из необходимых требований определено и использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Авторы статьи дают подробное описание учебного пособия “How to Master Scientific Skills in English”, которое было разработано для обучения иностранному языку для научно-исследовательской работы. Данное учебное пособие направлено на формирование и развитие всех видов речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и аудирование) на иностранном языке и профессиональных научно-исследовательских компетенций при реализации проектной деятельности в различных областях. Результаты исследования включают оценку апробации учебного пособия со студентами Института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета и опросов преподавателей и студентов.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(3):25-30
pages 25-30 views

РОЛЬ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПОКОЛЕНИЯ МИЛЛЕНИАЛОВ

Ляшевская Н.В.

Аннотация

Проблема, сложившаяся в кадровом обеспечении системы школьного образования, показывает острую необходимость обновления механизмов профессиональной социализации молодых педагогов с учетом использования современных ресурсов и особенностей поколения миллениалов. В статье обоснована роль информального образования в профессиональном развитии молодых педагогов Омской области в процессе профессиональной социализации. Выборочно проанализированы результаты социологического исследования «Портрет молодого учителя XXI века», проведенного в 2019 году в Омской области среди молодых педагогов и руководителей общеобразовательных организаций. Анализ результатов исследования раскрывает особенности педагогов через теорию поколений У. Штрауса и Н. Хоува. Выявлено рассогласование между трудностями молодых педагогов, возникающими в ходе профессиональной деятельности, и приоритетными формами профессионального развития, предлагаемыми администрацией образовательных учреждений. Определены ТОП-10 самых значимых региональных мероприятий поддержки молодых учителей в осуществлении профессиональной деятельности. На основании проведенного социологического исследования сделаны выводы о том, что молодые педагоги в процессе профессиональной социализации отдают приоритет формам информального образования, что в целом свойственно им как представителям поколения миллениалов, ключевыми особенностями которых являются стремление к самореализации, потребность удовлетворить чувство собственной значимости. Информальное образование становится их жизненной стратегией, «стилем жизни». Установлено, что процесс профессиональной социализации тесно сопряжен не столько с формированием системы знаний, сколько с выстраиванием в сознании молодого педагога представлений о ценностях, правилах, нормах профессионального сообщества, которые становятся ориентиром в дальнейшем профессиональном развитии. 

Доказательная педагогика, психология. 2019;(3):31-38
pages 31-38 views

Психологические науки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ДЕЗАДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Барышева А.Я., Литвиненко Н.В.

Аннотация

В настоящее время наблюдается рост количества детей, дезадаптированных к образовательной среде дошкольной организации. Это обусловлено современной социальной обстановкой, в которой развивается ребенок. Все чаще дети проявляют агрессию по отношению к взрослым и сверстникам, они замкнуты, уходят в себя, не доверяют новым людям, вещам, ситуациям, эмоционально отчуждены, им недостает социальной нормативности, компетентности. Дезадаптация к образовательной среде дошкольной организации затрагивает такие сферы взаимодействия как «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок», нарушает процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации.

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками, их социальной приспособленности и эмоционального благополучия в образовательной организации. В основе исследования лежат наблюдения, беседы, опросы, эксперимент, использовались методики «Межличностные отношения ребенка» Р. Жиля, «Я в детском саду» М. Быковой и М. Аромштам, «Кактус» М.А. Панфиловой и тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Полученные результаты свидетельствуют, что у старших дошкольников наблюдаются следующие проявления дезадаптации: эмоциональная напряженность, непроизвольность поведения, тревожность, агрессивность во взаимоотношениях со сверстниками и нежелание идти с ними на контакт, тревожность и конфликтность во взаимоотношениях с педагогом.

Для преодоления дезадаптации старших дошкольников был разработан комплекс упражнений педагогической поддержки, реализация которого в образовательном процессе дошкольной организации содействует формированию умений конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками (игры-драматизации, сказкотерапия), произвольности поведения (игры с правилами) и снятию эмоционального напряжения (игры на релаксацию, снятие мышечного напряжения, песочная терапия).

Доказательная педагогика, психология. 2019;(3):41-46
pages 41-46 views

ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Телепова Н.Н., Телепов М.Н.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания мальчиков и девочек в семье. В конце XX века по вопросу воспитания мальчиков и девочек возникла серьезная полемика как в психолого-педагогических, так и в родительских кругах, так как проводились многочисленные исследования гендерных вопросов и гендерного аспекта формирования личности. Целью нашего исследования является анализ родительских предпочтений аспектов, связанных с психологическим полом (фемининности, маскулинности, андрогинности), в процессе воспитания мальчиков и девочек, а также родительских предпочтений в процессе воспитания ценностных ориентаций у мальчиков и девочек. Мы исследовали родительские предпочтения в воспитании фемининных и маскулинных черт характера, а также ценностно-смысловых ориентаций у мальчиков и девочек, затем провели анализ данных, полученных в результате исследования. В исследовании приняли участие 44 человека, или 22 супружеские пары. Исследование проводилось с помощью методики определения психологического пола S.L. Bem и теста М. Рокича «Исследование ценностных ориентаций». Из 20 маскулинных черт в зоне статистической значимости оказались только напористость, сила, властность, мужественность, соревновательность, что свидетельствует о родительском предпочтении в воспитании именно этих черт у сыновей. Из 20 фемининных черт в зоне статистической значимости остались доверчивость, женственность, мягкость, сердечность, привлекательность, что свидетельствует о родительском предпочтении в воспитании именно этих черт у дочерей. Родительские же предпочтения в воспитании ценностных ориентаций не имели значимых отличий по гендерному признаку.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(3):47-53
pages 47-53 views

ДЕФИЦИТАРНОСТЬ ГРАНИЦ Я КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЙ МЕНТАЛИЗАЦИИ И ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА ПРИ САМООТЧУЖДЕНИИ

Шаповал И.А.

Аннотация

В статье представлен авторский подход к пониманию дуальности самоотчуждения как защиты и адаптации и его связи со спецификой ментализации и внутреннего диалога личности, которая определяется качеством границ Я. Цель работы – выяснение характера связей между прочностью границ Я и самоотчуждением. Выявлена сложная детерминированность феномена самоотчуждения: во-первых, двойственностью Я человека, во-вторых, его дистанцированием или отказом от Не-Я и от диалога с ним. Нарушения обмена информацией и энергией между Я и Не-Я коррелируют с изменениями прочности их границ и искажают процессы ментализации, что создает почву для самоотчуждения. Установлены и систематизированы содержательно-функциональные связи нарушений ментализации, прочности границ Я и его диалога с Не-Я. Адаптивное самоотчуждение выступает ответом на угрозу консервации Я и отражает выбор самоизменения; защитное самоотчуждение и выбор самосохранения актуализируются при угрозе разрушения Я. Эмпирически выявлены различные тенденции в связях между прочностью границ Я и самоотчуждением. Для прочных границ более характерны самоотчуждение, монолог Я, дефицит ментализации, псевдо- и компартментализация, адаптационное «ложное Я», вегетативность или авантюризм. При тонких границах преобладает защитное самоотчуждение с переживанием бессилия, снижены или подавлены возможности ментализации и способность человека к самоопределению и самоизменению. Выводы автора заключаются в признании необходимости для жизни человека баланса защитного и адаптационного самоотчуждения, связь которого с изменениями прочности границ Я должна учитываться при оказании психологической помощи.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(3):54-60
pages 54-60 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах