Использование репертуарных решеток при подготовке исследовательской деятельности подростков


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Поднимается проблема осознанного выбора учащимися тем исследовательских работ. Несмотря на важность учебных исследований в образовательном процессе, их организация на практике зачастую носит формальный поверхностный характер, в результате чего их влияние на развитие личностных смыслов учащихся невелико. Одним из возможных вариантов решения указанной проблемы является использование при выборе темы исследования методики репертуарных решеток. Цель работы – адаптация методики репертуарных решеток Дж. Келли для помощи учащимся в выборе темы исследовательской деятельности, а также в развитии навыков самопознания и саморефлексии. Методологической основой исследования стали работы американского психолога Дж. Келли, посвященные теории личностных конструктов, и разработанный на их основе «Репертуарный тест ролевых конструктов», или «Тест личных конструктов». В статье описан адаптированный алгоритм методики репертуарных решеток, включающий подготовительный этап, этап генерации конструктов, этап построения решетки, анализ и рекомендации, а также пример фрагмента возможной решетки. Анализ полученных данных осуществляется по трем направлениям: количественный (оценка сложности смысловой организации личности и структуры предпочтений), качественный (выявление доминирующих смыслов, противоречий и иерархии конструктов) и тематический анализ (группировка тем по близким критериям). Отдельно разобраны и проанализированы стратегии работы с затруднениями, возникающими при тестировании, включающие многозначность интерпретации множества конструктов, сопротивление рефлексии, поверхностность ответов и табуированность некоторых тем исследований. Практическая значимость работы заключается в том, что предложенная адаптация теста личностных конструктов может быть использована для организации учебно-исследовательской деятельности школьников при выборе темы исследования, а также как инструмент саморефлексии подростков.

Об авторах

Денис Владимирович Сушков

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: denissushkov64@gmail.com
ORCID iD: 0009-0005-0826-8583

аспирант кафедры методологии образования Педагогического института

Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Эксмо, 2024. 416 с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  4. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 1. С. 5–23.
  5. Келли Дж.А. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000. 249 с.
  6. Калинкина Е.М., Соколовская О.К., Цатурян М.О. Возможности применения техники репертуарных решеток Дж. Келли в диагностике Образа-Я подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 2. С. 118–121. EDN: WKOXSR.
  7. Сироштаненко Т.Г. Метод репертуарных решеток в исследовании когнитивной дифференцированности в сфере общения // Вестник университета. 2019. № 3. С. 189–192. doi: 10.26425/1816-4277-2019-3-189-192.
  8. Ефремова О.И. Техника репертуарных решеток как метод углубления теоретической рефлексии в психолого-педагогическом исследовании // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2019. № 1. С. 49–54. EDN: EROXNW.
  9. Марков В.В., Пуголовкина О.В. Применение репертуарных решеток для формирования индивидуальных траекторий обучения // Известия ЮФУ. Технические науки. 2011. № 7. С. 250–255. EDN: NXKMUB.
  10. Александрова Е.А. Путь ребёнка к самому себе: индивидуальная траектория // Социальная педагогика. 2015. № 3. С. 32–39. EDN: TZJGFZ.
  11. Александрова Е.А. Форматы педагогического сопровождения в цифровой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 2. С. 30–43. doi: 10.15293/1813-4718.2202.03.
  12. Настина Е.А., Девятко И.Ф. Моральная оценка себя: разработка и апробация русскоязычного инструментария // Мониторинг. 2021. № 2. С. 4–27. doi: 10.14515/monitoring.2021.2.1720.
  13. Дмитриева Е.В. Возрастная обусловленность компьютерной терминологии в индивидуальном лексиконе (экспериментальное исследование) // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 4. С. 16–21. doi: 10.18503/2658-3186-2021-5-4-16-21.
  14. Суркова Н.А. Сущность, структура и типология профессиональной импровизации педагога дополнительного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 3. С. 95–107. EDN: UHVTHQ.
  15. Леонтович A.B. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 63–71. EDN: HYNOHT.
  16. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. 2006. № 3. С. 85–90. EDN: HVNCKB.
  17. Новикова А.К. Этапы подготовки и проведения учебного исследования // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11-3. С. 66–67. doi: 10.18454/IRJ.2016.53.089.
  18. Александрова Е.А., Кривошеина Е.С. Структура формирования картины мира подростков // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 15–19. EDN: VDWKKN.
  19. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64. EDN: SGUKTL.
  20. Ечмаева Г.А., Малышева Е.Н. Модель построения индивидуальных образовательных траекторий школьников в рамках реализации проектной и исследовательской деятельности // Современное педагогическое образование. 2023. № 8. С. 62–68. EDN: CSQKRY.
  21. Фомичева Н.В. Содержательно-организационные аспекты тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной траектории учащегося профильной школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. № 5. С. 477–482. doi: 10.30853/ped20230081.
  22. Zahroh U., Darmayanti R., Choirudin C, Soebagyo R.I. Project-Based Learning Training and Assistance for Prospective High School Teacher // Jurnal Inovasi Dan Pengembangan Hasil Pengabdian Masyarakat. 2023. Vol. 1. № 2. P. 115–121. doi: 10.61650/jip-dimas.v1i2.237.
  23. Напольских Н.Б. Гуманитарный подход к организации и осуществлению учебно-исследовательской деятельности школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 7. С. 30–41. doi: 10.24412/2304-120X-2022-11052.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сушков Д.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах