Использование аутентичных песенных текстов на уроках русского как иностранного


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования – методическая разработка занятия для иностранных студентов, изучающих русский язык, выполненная на материале песни «Улыбка» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского) из мультфильма «Крошка енот», включающая в себя упражнения по отработке навыков аудирования, говорения, чтения, письма, а также знакомство с культурой страны. Авторы на конкретном примере демонстрируют важность интерактивной формы обучения, а также приводят основные результаты наблюдений. В исследовании принимали участие студенты гуманитарного профиля подготовительного отделения Южно-Уральского государственного университета. Для анализа полученных результатов до и после работы с песенным материалом применялись опрос, тестирование и анкетирование с использованием шкалы Лайкерта. Тестирование студентов проводилось для оценки лексико-грамматических знаний и представляло из себя задания с несколькими вариантами ответа и вопросы с развернутым ответом. Результаты анализа показывают, что студенты с удовольствием работают на занятиях с песенным материалом; изучение русского языка при помощи песен мотивирует к освоению нового материала и позволяет формировать языковую, коммуникативную и культурную компетенции, развивая навыки разговорной речи, аудирования и произношения, отрабатывая необходимую грамматику, расширяя словарный запас. Таким образом, опыт работы с иностранными студентами показывает, что для эффективного обучения в современном образовании полезно по-новому выстраивать учебный процесс, применяя интерактивные возможности и комбинируя их с классическими методами. Практическая значимость представленных материалов заключается в разработке готового занятия, которая может быть полезна преподавателям гуманитарных дисциплин, работающим с иностранными студентами с разным уровнем владения русским языком.

Об авторах

Максим Николаевич Ульянов

Челябинский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: max-39@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0066-9559

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей и теоретической физики

Россия, 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

Евгения Павловна Ульянова

Южно-Уральский государственный университет

Email: marzhenya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8949-3216

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного

Россия, 454080, г. Челябинск, пр-т Ленина, 76

Список литературы

  1. Mannarelli P., Serrano R. ‘Thank you for the music’: examining how songs can promote vocabulary learning in an EFL class // The Language Learning Journal. 2022. Vol. 52. № 1. Р. 1–15. doi: 10.1080/09571736.2022.2092198.
  2. Pavia N., Webb S., Faez F. Incidental vocabulary learning through listening to songs // Studies in Second Language Acquisition. 2019. Vol. 41. № 4. Р. 745–768. doi: 10.1017/S0272263119000020.
  3. Coyle Y., Gracia R.G. Using songs to enhance L2 vocabulary acquisition in preschool children // ELT Journal. 2014. Vol. 68. № 3. P. 276–285. doi: 10.1093/elt/ccu015.
  4. Ерыкина М.А., Иванова Е.Е. Песни для развития лексико-грамматических навыков у студентов неязыкового вуза // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. № 4. С. 304–316. doi: 10.15643/libartrus-2015.4.6.
  5. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Мраченко Е.А., Сергеева М.Г., Мишаткина М.В. Роль песен при обучении английскому языку в контексте инклюзивного образования // Научный диалог. 2017. № 10. С. 368–382. doi: 10.24224/2227-1295-2017-10-368-382.
  6. Кручинина Г.А., Королева Е.В. Использование песенного материала для формирования лексических навыков на уроках английского языка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-10. С. 129–135. EDN: ZENLIX.
  7. Griffiths C. Using Songs in the Language Classroom // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 70. P. 1136–1143. doi: 10.1016/j.sbspro.2013.01.169.
  8. Jolly Y.S. The use of songs in teaching foreign languages // Modern Language Journal. 1975. Vol. 59. № 1. P. 11–14. doi: 10.1111/J.1540-4781.1975.TB03618.X.
  9. Горбенко В.Д., Доценко М.Ю., Куралева И.Р. Рок-песни на уроках РКИ // Русский язык за рубежом. 2011. № 5. С. 4–20. EDN: OGIGZF.
  10. Рагулина Э.С., Арзамасцева Н.Ю. Использование песенного материала на занятиях по РКИ (из опыта работы) // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2020. № 4. С. 18–22. doi: 10.18572/2687-0339-2020-4-18-22.
  11. Стрельчук Е.Н. Песня как одно из средств развития русской речевой культуры иностранных студентов // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 1. С. 173–175. EDN: OFUNUR.
  12. Юферева Я.А. Принципы отбора песенного материала на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному // Вестник Вятского государственного университета. 2024. № 1. С. 90–99. doi: 10.25730/VSU.7606.24.010.
  13. Гриднева Н.А., Владимирова С.М. Использование аутентичного песенного материала на начальном этапе обучения РКИ // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 2. C. 62–74. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2020.2.5.
  14. Ульянов М.Н., Ульянова Е.П. Интегративный подход в организации занятия по физике для иностранцев // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 15. № 9. С. 1253–1268. EDN: ZGFICT.
  15. Ульянова Е.П., Ульянов М.Н. Пресс-конференция как форма интерактивного обучения русскому как иностранному // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. № 1. С. 70–75. doi: 10.52070/2500-3488_2022_1_842_70.
  16. Ульянова Е.П., Ульянов М.Н. Формирование коммуникативной компетенции на занятиях по литературе в аудитории иностранных студентов // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2022. Т. 26. № 1. С. 181–193. doi: 10.18522/1995-0640-2022-1-181-193.
  17. Толстова Н.Н. Методические разработки для обучения русскому языку как иностранному на основе песен // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 1. C. 48–56. EDN: YKOEHP.
  18. Покровский Г.Б., Бондарева О.В. Песенный материал на уроках русского языка как иностранного на продвинутом этапе обучения // Русский язык за рубежом. 2021. № 1. С. 114–127. EDN: BBUHVA.
  19. Абиева Н.М., Каюда Е.Н. Песенные тексты на занятиях по русскому языку как иностранному // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2. С. 5–7. doi: 10.24412/1991-5497-2022-293-5-8.
  20. Андреев В.К. Песня на уроке русского языка как иностранного: критерии отбора и приемы работы с аудиотекстом // Вестник педагогических наук. 2022. № 6. С. 15–19. EDN: TGDLOX.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тольяттинский государственный университет, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах