Исследование функционального состояния организма в оценке эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании приняли участие педагоги ресурсных классов и образовательных центров для детей с расстройствами аутистического спектра. Группу сравнения составили педагоги, работающие с нормотипичными детьми. Методами исследования послужили стандартизированное интервью, «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бой­ко, 1998), «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» К.К. Яхи­на, Д.М. Мен­де­ле­ви­ча. Функциональное состояние организма определялось на основании показателей деятельности вегетативной нервной системы. Установлено, что среди педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, значительно больше лиц как с проявлениями эмоционального выгорания, так и с неоптимальным функциональным состоянием организма, однако достоверная связь показателей этих исследований выявлена только при наличии фазы истощения по В.В. Бой­ко, и в этом случае ее можно рассматривать с точки зрения дистресса по Г. Се­лье. Изучение функционального состояния организма у лиц с психологическими симптомами, соответствующими фазам напряжения и резистентности, и невротическими проявлениями показало, что, с одной стороны, эмоциональное напряжение не во всех случаях ведет к нарушению психофизиологического состояния организма; с другой стороны, его отсутствие не всегда свидетельствует о нормальном функционировании организма, деятельность которого может нарушиться и привести к предболезни (болезни) без явных признаков эмоционального напряжения и жалоб на плохое самочувствие. Исследование функционального состояния организма может существенно дополнить исследование признаков эмоционального выгорания методами психологического тестирования и позволить более объективно оценить психофизиологическое состояние педагогов, определить подходы к профилактике и коррекции эмоционального выгорания.

Об авторах

Луиза Валеевна Фархутдинова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Автор, ответственный за переписку.
Email: luizaval@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7924-3694

доктор медицинских наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии

Россия, 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а

Ирина Борисовна Цилюгина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Email: n.b.irina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1900-4901

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии

Россия, 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а

Список литературы

  1. Kutsimani R., Montgomery E., Georganta K. The relationship between burnout, depression, and anxiety: A systematic review and meta-analysis // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 1–19. doi: 10.3389/fpsyg.2019.00284.
  2. Зражевская И.А., Быков К.В., Топка Э.О., Пешкин В.Н., Исаев Р.Н., Орлов А.М. Эволюция представлений о синдроме эмоционального выгорания // Психиатрия. 2020. Т. 18. № 4. С. 127–138. doi: 10.30629/2618-6667-2020-18-4-127-140.
  3. Redín C.I., Erro-Garcés A. Stress in teaching professionals across Europe // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 103. Article number 101623. doi: 10.1016/j.ijer.2020.101623.
  4. Park Eun-Youn, Shin Mikyung. A Meta-Analysis of Special Education Teachers’ Burnout // SAGE Open. 2020. Vol. 10. № 2. P. 1–18. doi: 10.1177/2158244020918297.
  5. Candeias A.A., Galindo E., Calisto I., Borralho L., Reschke K. Stress and burnout in teaching. Study in an inclusive school workplace // Health Psychology Report. 2021. Vol. 9. № 1. P. 63–75. doi: 10.5114/hpr.2020.100786.
  6. Валявко С.М., Шебалкова А.И. Исследование эмоционального выгорания у учителей, работающих с подростками с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 1. С. 76–85. doi: 10.17759/autdd.2023210109.
  7. Altmann T., Roth M. The risk of empathy: longitudinal associations between empathy and burnout // Psychology & Health. 2020. Vol. 36. № 12. P. 1441–1460. doi: 10.1080/08870446.2020.1838521.
  8. Shirom A., Ezrahi I. On the discriminant validity of burnout, depression, and anxiety: Rethinking the burnout measure // Anxiety, Stress & Coping. 2003. Vol. 16. № 1. P. 83–97. doi: 10.1080/1061580021000057059.
  9. Аксютина З.А., Ченская А.В., Шабышева Ю.Е. Проблема эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27. № 4. С. 429–435. doi: 10.24412/1999-6241-2022-491-429-435.
  10. Molero P.P., Ortega Z.F., Jimenez U.J.L., Valero G.G. The impact of emotional intelligence and burnout on teacher well-being // Social Sciences. 2019. Т. 8. № 6. P. 185–196. doi: 10.3390/socsci8060185.
  11. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992. 112 с.
  12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 469 с.
  13. Burish M., Schaufeli W.B. In Search Of Theory: Some Ruminations on the Nature And Etiology of Burnout // Professional burnout. London: Routledge, 2017. P. 75–93. doi: 10.4324/9781315227979.
  14. Edú-Valsania S., Laguía A., Moriano J.A. Burnout: A Review of Theory and Measurement // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 3. Article number 1780. doi: 10.3390/ijerph19031780.
  15. Guseva K.I., Marca S.C., Dell'Oro F. et al. Consensus definition of professional burnout: a systematic review, semantic analysis, and Delphi consensus in 29 countries // Scandinavian Journal of Work Environment and Health. 2021. Vol. 47. № 2. P. 95–107. doi: 10.5271/sjweh.3935.
  16. Moreira P., Chaves P., Dias N., Costa P., Almeida P. Emotional processing and the autonomic nervous system: a comprehensive meta-analytic investigation: preprint. 2018. 34 p. doi: 10.31234/osf.io/kmpq5.
  17. Schaufeli V.B., Desart S., De Witte H. Burnout Assessment Tool (BAT) – Development, Validity, and Reliability // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. № 24. P. 94–95. doi: 10.3390/ijerph17249495.
  18. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.: Московский университет, 1985. 286 с.
  19. Антипова Е.И. Объективные и субъективные критерии оценки функционального состояния специалистов по социальной работе: концепция исследования // Вестник психофизиологии. 2018. № 1. С. 12–22. EDN: UPOCXD.
  20. Фархутдинова Л.В., Фархутдинов Р.Р. Комплексная оценка функционального состояния часто болеющих детей // Вестник новых медицинских технологий. 1999. Т. 6. № 3-4. С. 41–45. EDN: YKWXNR.
  21. Яхин К.К., Менделевич Д.М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний // Казанский медицинский журнал. 1978. Т. 59. № 4. C. 51–53. EDN: XVINKJ.
  22. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / под ред. А.М. Вейна. М.: Медицинское информационное агентство, 2003. 749 с. EDN: QLWDYN.
  23. Zhang Jinghui, Zhang Qing, Wang Yingjie, Xiao Bowen, Wang Shuming, Xu Yige, Li Yan. Daily stress from problems and interferences and work engagement in preschool teachers: the role of affect and mindfulness // BMC Public Health. 2024. Vol. 24. Article number 2779. doi: 10.1186/s12889-024-20255-9.
  24. Фархутдинова Л.В., Аетбаева А.Ф. Исследование эмоционального состояния молодых педагогов-тьюторов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра // Перспективы науки и образования. 2024. № 1. С. 711–725. doi: 10.32744/pse.2024.1.40.
  25. Yaribeygi H., Panahi Y., Sahraei H., Johnston TP., Sahebkar A. The impact of stress on body function: A review // EXCLI Journal. 2017. № 16. P. 1057–1072. doi: 10.17179/excli2017-480.
  26. Hogelnest K., Ozsezen S., Kleemann R., Verschuren L., Stuldreher I., Bottenheft Ch., Jan van Erp, Brouwer A.-M. Seven robust and easy to obtain biomarkers to measuring acute stress // Brain, behavior and immunity Health. 2024. Vol. 38. Article number 100789. doi: 10.1016/j.bbih.2024.100789.
  27. Galanakis M., Alexandri E., Kika K., Lelekanou X., Papantonopoulou M., Stougiannou D., Tzani M. What Is the Source of Occupational Stress and Burnout? // Psychology. 2020. Vol. 11. № 5. P. 647–662. doi: 10.4236/psych.2020.115044.
  28. McGaugh J.L. Peripheral and central adrenergic influences on brain systems involved in the modulation of memory storage // Annals of the New York Academy of Sciences. 1985. Vol. 444. № 1. P. 150–161. doi: 10.1111/j.1749-6632.1985.tb37586.x.
  29. Theorell T. Editorial - Biological stress markers and misconceptions about them // Stress and Health. 2003. Vol. 19. № 2. P. 59–60. doi: 10.1002/smi.960.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тольяттинский государственный университет, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах