ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ПРОДУКТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ
- Авторы: Неумоева-Колчеданцева Е.В.1, Закирова А.Ф.1
-
Учреждения:
- Тюменский государственный университет, Тюмень
- Выпуск: № 1 (2022)
- Страницы: 32-40
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/136
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-1-32-40
- ID: 136
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследовательская деятельность является системообразующим вектором профессионального образования студента педагогической магистратуры и направлена на подготовку педагога, способного к научно обоснованному решению сложных и разноплановых профессиональных задач. Значение исследовательской деятельности в подготовке будущего педагога во многом определяет необходимость ее организационно-методического сопровождения, неотъемлемой частью которого является оценка процесса и результатов исследовательской деятельности. Предметом настоящего исследования является результативный аспект оценки продуктов исследовательской деятельности, рассматриваемых в контексте жизненного цикла исследовательского проекта. Основная задача исследования – разработка оценочного инструментария, релевантного характеру исследовательской деятельности на разных этапах жизненного цикла проекта. Решение поставленной задачи необходимо для обеспечения конструктивной и продуктивной обратной связи в образовательном процессе, обеспечивающей возможность своевременной корректировки исследовательской деятельности студентов и в целом гибкие «переходы» между стадиями жизненного цикла исследовательского проекта. Для решения этой задачи описаны актуальное состояние и перспективы изучения исследовательской деятельности как предмета сопровождения, кратко изложены основные положения авторской концепции организационно-методического сопровождения исследовательской деятельности, рассмотрены стадии жизненного цикла исследовательского проекта, предложена трактовка педагогического оценивания, обоснованы требования к педагогической оценке, описана процедура проектирования инструментария педагогической оценки. Результатами исследования являются карты оценки продуктов исследовательской деятельности аналитического, проектировочного, формирующего и презентационного характера. Представленные карты могут составить основу для более детализированной разработки оценочного инструментария оценки продуктов исследовательской деятельности будущих педагогов.
Об авторах
Елена Витальевна Неумоева-Колчеданцева
Тюменский государственный университет, Тюмень
Автор, ответственный за переписку.
Email: eneumoeva@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент
РоссияАльфия Фагаловна Закирова
Тюменский государственный университет, Тюмень
Email: a.f.zakirova@utmn.ru
доктор педагогических наук, профессор
РоссияСписок литературы
- Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха Возрождения? Стратегия инновационного развития российского образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2015. 140 с.
- Подготовка педагога-исследователя в университетском образовании / под ред. В.И. Загвязинского. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2017. 164 с.
- Закирова А.Ф., Неумоева-Колчеданцева Е.В. Организационно-методическое сопровождение развития педагога как субъекта исследовательской деятельности. Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2020. 90 с.
- Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / под ред. Ю.П. Зинченко. Ростов-н/Д.: Южный федеральный университет, 2020. 736 с.
- Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41–57.
- Зеер Э.Ф., Попова О.С. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе // Образование и наука. 2015. № 4. С. 88–99.
- Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 20–23.
- Новичкова Н.М., Дементьева Н.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4. С. 197–200.
- Николаева М.В. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагога в образовательной организации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 5. С. 9–13.
- Ведерникова Л.В., Левых А.Ю., Еланцева С.А., Поворознюк О.А. Подготовка педагогов к исследовательской деятельности в условиях современной общеобразовательной школы // Высшее образование сегодня. 2019. № 3. С. 24–30. doi: 10.25586/RNU.HET.19.03.P.24.
- Ведерникова Л.В., Еланцева С.А., Поворознюк О.А. Методологические подходы практикоориентированной подготовки педагога в вузе // Человек и образование. 2019. № 2. С. 139–146.
- Ефремова Н.Ф. Качество оценивания как гарантия компетентностного обучения студентов // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 119–125.
- Ефремова Н.Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств вузов // Высшее образование сегодня. 2011. № 3. С. 17–21.
- Ефремова Н.Ф. Проектирование оценочных средств по модели доказательной аргументации // Педагогические измерения. 2018. № 3. С. 8–15.
- Шаповалова О.Н., Ефремова Н.Ф. Формирующее оценивание как технология развития учебной самостоятельности школьников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 1. С. 1–8.
- Неумоева-Колчеданцева Е.В. Оценка процесса и результатов практики студентов педагогической магистратуры // Педагогические измерения. 2020. № 2. С. 78–88.
- Закирова А.Ф. Методологический аппарат научного исследования в аспекте концептуализации педагогического знания // Образование и наука. 2015. № 10. С. 4–19.
- Cooper Robert G. Managing Technology Development Projects // IEEE Engineering Management Review. 2007. Vol. 35. № 1. P. 67–76.
- Каспржак А.Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 87–104.
- Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.