ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Потребность формирования гражданского самосознания курсантов военных вузов обусловлена усиливающейся глобализацией современного общества, интернационализацией отношений, миграционными процессами, повышенной конфликтогенностью социума, а также недостаточной разработанностью проблемы в психолого-педагогической литературе с позиций индивидуализации процесса формирования гражданского самосознания. В рамках данного исследования индивидуализация представлена как педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности курсантов. Разработана модель формирования гражданского самосознания курсантов военного вуза, и проанализирована деятельность педагога по педагогическому сопровождению этого процесса. Показана суть педагогического сопровождения как готовность педагогов, командиров курсантских подразделений реагировать на запросы курсантов об оказании консультативной, психологической и другой помощи и поддержки. Педагогическое сопровождение рассматривается как вид деятельности педагога, направленный на создание для курсанта условий профессионально-личностного роста как гражданина и будущего офицера. Оно также включает в себя наблюдение за курсантами и рефлексивное обсуждение полученного ими опыта. Рассмотрены основные виды педагогического сопровождения в формировании гражданского самосознания курсантов. Дан краткий анализ деятельности педагога по педагогическому сопровождению курсантов на трех этапах формирования их гражданского самосознания: мотивационно-целевом, операционально-деятельностном, оценочно-рефлексивном. Представлены результаты экспериментального исследования, которое позволило оценить эффективность педагогического сопровождения процесса формирования гражданского самосознания курсантов военных вузов. Сделан вывод о том, что оптимально созданное педагогическое сопровождение не только позволяет курсантам предотвращать возможные трудности в самовоспитании гражданских качеств, но и поддерживает готовность педагога участвовать в процессе формирования гражданского самосознания курсантов.

Об авторах

Юрий Николаевич Кузьминых

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Саратов

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuzmin3101@mail.ru

адъюнкт

Россия

Список литературы

  1. РФ. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
  2. РФ. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ.
  3. РФ. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации».
  4. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999. 528 с.
  5. Махинин А.Н. Актуализация политики формирования российской гражданской идентичности в студенческой среде // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 3. С. 52–57.
  6. Филонов Г.И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2007. № 8. С. 38–44.
  7. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11. № 4. С. 106–109.
  8. Шакурова М.В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика. 2014. № 3. С. 83–91.
  9. Александрова Е.А., Суменков И.А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4. С. 235–238.
  10. Гаязов А.С. Формирование современного гражданина: теория, практика, проблемы // Вестник ВЭГУ. 2018. № 1. С. 40–57.
  11. Артюхина Т.С. О формировании гражданского самосознания молодого поколения // Образование и саморазвитие. 2014. № 1. С. 126–129.
  12. Браун О.А., Аркузин М.Г. Подходы к определению и структурно-содержательные характеристики понятия «гражданское самосознание личности» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 176–180.
  13. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. 3-е изд. М.: МПСИ, 2006. 224 с.
  14. Васильева И.В. Практикум по психодиагностике. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2014. 376 с.
  15. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91–110.
  16. Фокина И.В. Комплексная оценка составляющих гражданского самосознания личности // Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 1. С. 123–126.
  17. Гаязов А.С. Образование как пространство формирования гражданина. М.: ВЛАДОС, 2006. 284 с.
  18. Лопуха Т.Л., Володин Р.В., Разгонов В.Л., Суслов Д.В. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов на идее патриотизма и ценностях российского офицерства // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2. С. 84–89.
  19. Теория и практика воспитания военнослужащих / под ред. Н.И. Резника. М.: ГУВР ВС РФ, 2005. 239 с.
  20. Белозерцев Е.П., Мязитов Э.Р. Средовой подход к педагогическому образованию офицеров российской армии в контексте вызовов современной эпохи (постановка проблемы) // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 40–46.
  21. Байбородова Л.В., Князькова Л.Н., Кривунь М.П. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза. Ярославль: ЯГПУ, 2014. 192 с.
  22. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Тактики педагогической поддержки // Новые ценности в образовании. 2005. Т. 24. № 5. С. 139–142.
  23. Кузьминых Ю.Н. Методологические подходы к исследованию гражданского самосознания курсантов военных вузов войск национальной гвардии // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2017. № 4. С. 85–90.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах