ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование проблемы эмоциональной устойчивости личности будущих педагогов-психологов остается по-прежнему актуальным, что объясняется рядом причин: недостаточностью изученности, потребностью в специалистах, обладающих эмоциональной устойчивостью и способностью к ее развитию, и другое. Эмоциональная устойчивость как интегративное свойство личности является важным для педагогов-психологов. По-прежнему нет четкого определения эмоциональной устойчивости личности и отсутствует общее понимание структуры, критериев, механизмов и условий развития.

В статье представлен краткий анализ психологических исследований эмоциональной устойчивости; ее компоненты, критерии, показатели, их соотношение, а также результаты эмпирического исследования, направленного на изучение проявлений конкретных характеристик эмоциональной устойчивости.

Любая личностная характеристика, затрагивающая эмоциональную сферу, может представлять собой континуум: от самого низкого уровня до самого высокого, от негативного до позитивного. Выделенные в статье критерии и показатели рассматриваются в обозначенном континууме: мотивационный критерий (слабая мотивация – высокая мотивация); когнитивный критерий (полнота знаний – дефицит знаний и их бессистемность); эмоциональный критерий (эмоциональная пассивность – эмоциональная возбудимость); волевой критерий (чувство беспомощности, отсутствие навыков самоконтроля – чрезмерная самоуверенность, самоконтроль); коммуникативный критерий (коммуникативная пассивность – коммуникативная агрессивность). В результате проведенного эмпирического исследования выявлены три дифференцированные группы студентов – будущих педагогов-психологов по доминированию развития одного, двух или трех критериев. В группе «доминирование по одному критерию» чаще всего отмечается доминирование коммуникативного критерия (18,58 %); в группе «доминирование по двум критериям» чаще всего представлено преобладание волевого и эмоционального критериев (7,08 %); в группе «доминирование по трем критериям» представлено сочетание коммуникативного, эмоционального и волевого критериев (1,77 %).

Об авторах

Наталья Ивановна Вьюнова

Воронежский государственный университет, Воронеж

Автор, ответственный за переписку.
Email: vjunova@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии

Россия

Виктория Юрьевна Плотникова

Гимназия № 5, Воронеж

Email: viktori19-89@yandex.ru

педагог-психолог

Россия

Светлана Ивановна Пуртова

Воронежская городская поликлиника № 10, Воронеж

Email: mnogotochechka@ya.ru

ведущий специалист отдела кадров

Россия

Список литературы

  1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. М.: Прогресс, 1965. 534 с.
  2. Рибо Т. Психология чувств. СПб.: Ф. Павленков, 1898. 480 с.
  3. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. 284 с.
  4. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Во-просы психологии. 1989. № 4. С. 141–149.
  5. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. С. 138–172.
  6. Марищук В.Л., Платонов К.К., Плетницкий Е.А. Напряженность в полете. М.: Воениздат, 1969. 117 с.
  7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. 784 с.
  8. Яроцкий А.И., Космолинский Ф.П., Попов А.К. Эмоции человека в нормальных и стрессорных условиях. Гродно: ГрГУ, 2001. 494 с.
  9. Ашихмина О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 26 с.
  10. Баландин В.И., Дорофеев В.А. Изучение эмоционального компонента психических состояний спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1988. № 4. С. 49–52.
  11. Савченков А.В. Развитие эмоциональной устойчивости будущих педагогов в высшем учебном заведении : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 24 с.
  12. Яковлева Ю.В. Педагогическое обеспечение развития эмоциональной устойчивости будущих учителей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2015. 23 с.
  13. Вьюнова Н.И., Кривотулова Е.В., Поволяева С.И. Риски в профессиональной деятельности педагога: эмоциональный аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 1. С. 28–32.
  14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2002. 490 с.
  15. Павловская Н.Г. Коммуникативная толерантность как профессионально значимое качество учителя // Карельский научный журнал. 2015. № 2. С. 45–49.
  16. Зверьков А.Г., Эйдман Е.В. Диагностика волевого самоконтроля опросник (ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. С. 116–126.
  17. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 432 с.
  18. Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2010. № 1. С. 1–11.
  19. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.
  20. Вьюнова Н.И., Пуртова С.И. Изучение связи эмоциональной возбудимости и волевого самоконтроля будущих педагогов-психологов: покурсовая динамика // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. Т. 3. № 31. С. 6–12.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах