ПАРТИЦИПАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В обществе на настоящий момент созданы условия для включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство, но имеются трудности в их реализации. Несмотря на то, что современная социальная политика активно внедряет в социальное взаимодействие инклюзивное образование, молодые люди не готовы активно включаться в инклюзивное пространство и эмоционально-положительно воспринимать своих сверстников, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Информационная поддержка инклюзивного образования не дает возможности узнать специфику проблем людей с ОВЗ, и, исходя из этого, окружающие плохо осведомлены о значимости включения людей с ОВЗ в партиципационное взаимодействие.

Исследование посвящено проблеме социальных установок современной молодежи в отношении лиц с ОВЗ, степени готовности молодых людей к партиципационному взаимодействию. Представлен авторский опросник-анкета «Готовность молодежи к партиципациционному взаимодействию с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья». Определена положительная партиципационная готовность молодежи в отношении лиц с ОВЗ, описаны доминирующие психические состояния, проявляющиеся у молодых людей в процессе контактирования с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Установлены психологические барьеры в партиципационной готовности молодых людей в отношении лиц с ОВЗ.

Высказано предположение, что, для того чтобы молодые люди не только на когнитивном, но и на поведенческом уровне могли транслировать готовность к партиципационному взаимодействию, нужно с помощью тренинговых занятий целенаправленно моделировать ситуации партиципационного взаимодействия с лицами, имеющими ОВЗ.

Об авторах

Ольга Витальевна Карина

Балашовский институт (филиал) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Балашов

Автор, ответственный за переписку.
Email: karina_olga@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Россия

Список литературы

  1. Коростелева Н.А. Теоретические аспекты формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в высшей школы // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 4–6.
  2. Феофанов В.Н. Предрассудки и стигматизация в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления // Вестник социальной работы. 2014. № 3. С. 76–87.
  3. Ким О.М., Комышкова А.Д. Формирование речевой толерантности как компонента коммуникативной компетенции специалиста сопровождения лиц с ОВЗ // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, 2015. С. 218–222.
  4. Корнеева А.А., Севостьянова Т.И., Акмалов А.Ю. Формирование культуры межличностных отношений в условиях инклюзивного образовательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 430–436.
  5. Курмышова О.А. Особенности социально-психологического климата инклюзивных ученических групп // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1. С. 192–195.
  6. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Проблема формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 227–233.
  7. Парышкова А.О. Особенности формирования толерантности к детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности в образовательной среды школы // Социальные и культурные практики в современном российском обществе: материалы научного форума преподавателей, студентов и аспирантов. Новосибирск: НовГПУ, 2016. С. 193–196.
  8. Понамарева И.М. Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями как одна из составляющих образовательного пространства // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 1. С. 16–19.
  9. Притупова А.С. Изучение отношения молодежи к лицам с глубокими нарушениями слуха и зрения // Научный альманах. 2017. № 3-2. С. 370–372.
  10. Волкова И.П., Королева Н.Н. Личностные ресурсы и барьеры толерантности современной молодежи как фактор социальной интеграции инвалидов по зрению // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2008. № 1. С. 238–246.
  11. Зенкина Т.А. Об отношении московского студенчества к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2015. № 2. С. 58–66.
  12. Басырова Л.Ф., Кочетков И.Г. Толерантность и ценностные ориентации лиц с разным уровнем культурной идентичности // Вестник науки и образования. 2015. № 3. С. 178–181.
  13. Ainscow Mel., Sandill Abba. Developing inclusive education systems: the role of organizational cultures and leadership // International Journal of Inclusive Education. 2010. Vol. 14. P. 401–416.
  14. Mitchell D. What really works in special and inclusive education (Using evidence-based teaching strategies). New York: Routledge, 2008. 146 p.
  15. Storkdale A. Waiting for the cure: mapping the social relations of human gene therapy research // Sociology of health illness. 1999. Vol. 21. № 5. P. 579–596.
  16. Kise J.A.G. Differentiated coaching: A framework for helping teachers change. Thousand Oaks: Corwin Press, 2006. 117 p.
  17. Sunderland N., Catalano T., Sunderland N., Catalano T., Kendall E. Missing discourses: concepts of joy and happiness in disability // Disability & Society. 2009. Vol. 24. № 6. P. 703–714.
  18. Лекторский А.В. Философия в контексте культуры. М.: Канон+, 2012. 384 с.
  19. Волкова В.В., Михальчи Е.В. Исследование социального стереотипа и психологического портрета лица с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с мнениями студентов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 110–123.
  20. Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ как условие их психологической адаптации к обучению в вузе // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Межрегиональный открытый социальный институт, 2016. С. 111–116.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах