РОЛЬ СУБЪЕКТНОЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ НА НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ
- Авторы: Ковалева А.С.1
-
Учреждения:
- Псковский государственный университет, Псков
- Выпуск: № 4 (2017)
- Страницы: 29-35
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/191
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-4-29-35
- ID: 191
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается применение теории множественного интеллекта как один из способов учета субъектной индивидуализации в обучении иностранному языку на примере обучения студентов нелингвистических направлений подготовки. Актуальность работы связана с необходимостью оптимизировать групповой учебный процесс для достижения максимальной эффективности в обучении иностранному языку на фоне непрерывно растущих требований к уровню иноязычной коммуникативной компетенции современных выпускников неязыковых вузов. В условиях ограниченного количества часов решением данной проблемы видится индивидуализация обучения, а именно учет индивидных, личностных и субъектных свойств обучающихся.
Рассматриваются составляющие индивидуализации и области их применения в обучении иностранному языку. Отмечается, что субъектным свойствам учащихся уделяется недостаточное внимание. Предлагается активизировать субъектную индивидуализацию в процессе усвоения иностранного языка путем применения в обучении концептуальных основ теории множественного интеллекта Говарда Гарднера.
В статье приводится краткое изложение теории, проводится параллель между учетом основных восьми типов интеллекта в усвоении иностранного языка и использованием субъектных свойств личности в обучении. Разграничиваются определения «интеллект» и «интеллект в теории множественного интеллекта», конкретизируется понятие «тип интеллекта».
Приведены этапы и фазы исследования, направленного на то, чтобы доказать целесообразность внедрения теории множественного интеллекта в процесс обучения на примере студентов нелингвистических направлений подготовки: пробное экспериментальное обучение, долгосрочное экспериментальное обучение (анкетирование, проведение обучения, повторное анкетирование). Описана методика определения уровней развития типов интеллекта в контексте обучения иностранному языку. По результатам проведенного исследования установлено, что типы интеллекта можно развивать, повышая их уровень с помощью специально подобранных упражнений; учет типов интеллекта обучающихся на занятиях по иностранному языку увеличивает их эффективность.
Об авторах
Анастасия Сергеевна Ковалева
Псковский государственный университет, Псков
Автор, ответственный за переписку.
Email: lebedeffa@inbox.ru
аспирант кафедры английского языка
РоссияСписок литературы
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. 660 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. 176 с.
- Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 544 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2 изд. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
- Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 610 с.
- Стогниева О.Н. Индивидуализация как необходимое условие процесса обучения иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3. С. 153–158.
- Ливер Б.Лу. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995. 48 с.
- Entwistle N.J. Styles of teaching and learning: An integrated outline of educational psychology for students, teachers and lectures. Chichester: Wiley, 1981. 265 p.
- Kolb D.A. Learning style inventory: technical manual. Englewood Cliffs. New York: Prentice-Hall, 1976. 256 p.
- Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. М.: ПЕР СЭ, 2002. 384 с.
- Галеева Н.Л. Технология ИСУД как средство управления качеством обучения в системе «учитель-ученик» // Формирование методологической культуры учителя как средство повышения качества образования. М.: ЮОУО, 2005. С. 101–114.
- Gardner H. Multiple intelligence: the theory in practice. New York: Basic Books, 1993. 304 p.
- Gardner H. Are there additional Intelligences? The case for the naturalist intelligence. Cambridge: President and Fellows of Howard College, 1995. 195 р.
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
- Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: И. Д. Вильяме, 2007. 512 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
- Chen J., Moran S., Gardner H. Multiple intelligences around the world. New York: Jossey-Bass, 2009. 408 p.
- Gardner H. Multiple intelligences: New horizons. New York: Basic Books, 2006. 300 p.
- Barrington E. Teaching to student diversity in higher education: How multiple intelligence theory can help // Teaching in Higher Education, 9. London: Carfax Publishing Ltd, 2004. P. 421–434.
- Boss J. The autonomy of moral intelligence // Educational Theory, 44 (4). Champaign: University of Illinois, 2005. P. 399–416.
- Brody N. What cognitive intelligence is and what emotional intelligence is not // Psychological Inquiry. 2004. Vol. 15. № 3. P. 234–238.
- Mayer J.D., Roberts R.D., Barsade S.G. Human Abilities: Emotional Intelligence // Annual Review of Psychology. 2008. Vol. 59. № 1. P. 507–536.
- Ковалева А.С. Применение теории множественного интеллекта Г. Гарднера в разработке современных УМК по английскому языку // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: сборник материалов второй международной научно-практической конференции. Псков: Логос, 2016. С. 122–136.
- Mitchell H.Q. New Yippee! Austin: MM Publications, 2012. 116 p.
- Prodromou L., Prodromou P., Cowan A. Flash on English. Recanati: ELI Publishing, 2011. 144 p.
- Puchta H., Rinvolucri M. Multiple Intelligence in EFL. London: Helbling Languages, 2005. 158 p.
- Ковалева А.С. Индивидуализация процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: сборник материалов первой международной научно-практической конференции. Псков: Логос, 2015. С. 215–227.
- Bloom B.S. Taxonomy of education objectives: the classification of education goals: handbook i, cognitive domain. New York: Longman, 1956. 207 p.