ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса связана с необходимостью поиска новых концептуальных решений и стратегий, способствующих гармонизации человеческих отношений в целом и профессиональной адаптации людей с особыми образовательными потребностями. Образовательные учреждения высшего образования решают задачи выбора наиболее эффективных моделей и технологий внедрения инклюзивной парадигмы.

Автором проведен сравнительный анализ моделей инклюзивного образования на материале изучения опыта реализации инклюзивного высшего образования в России и зарубежных странах. Автор отмечает, что инклюзивные образовательные модели в российских вузах являются блочными по структуре и нацелены на повышение сензитивности вуза к лицам с ограничениями здоровья за счет преодоления сложностей в обучении и воспитании. В зарубежных вузах инклюзивные образовательные модели носят вариативный характер и являются институциональными по структуре, в большей мере юридически ориентированными, работающими с более широкой, чем в российской практике, категорией лиц с особыми образовательными потребностями. Поиск единой концепции инклюзивного профессионального образования наряду с наблюдаемым ростом запроса обучающихся с особыми образовательными потребностями на его получение, по мнению автора, обязывает высшие учебные заведения вырабатывать собственные стратегии, решать задачи выбора наиболее эффективных моделей и технологий внедрения инклюзивной парадигмы.

По результатам проведенного исследования установлено, что необходимой основой для реализации инклюзивного образования должны быть система нормативно-законодательных актов и механизмы, включающие четкую концепцию и стратегию реализации инклюзивного образования, подготовку кадров и непрерывность взаимодействия.

Об авторах

Ольга Юрьевна Муллер

Сургутский государственный университет, Сургут

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga_megion@mail.ru

аспирант

Россия

Список литературы

  1. Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. C. 74–82.
  2. Вольская О.В., Флотская Н.Ю., Буланова С.Ю., Усова З.М. Модели реализации инклюзивного образования в современном мире // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 965–972.
  3. Малофеев Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения // Дефектология. 2005. № 5. С. 3–18.
  4. Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2011. С. 7–9.
  5. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. М.: Перспектива, 2011. 138 с.
  6. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом: от мечты к реальности. Обзор материалов специального выпуска журнала “International Journal of Inclusive Education” (2011. Vol. 15, № 1) // Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию Департамента образования г. Москвы. URL: edu-open.ru/Portals/0/ Documents/ international/ SD_XXI_ 2010_ n5_Groznaya.pdf.
  7. Ливенцева Н.А. Обзор современных зарубежных исследований по про-блемам инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 114–121.
  8. Wolfensberger W. The principle of normalization in human services. Toronto: National Institute on Mental Retardation, 1972. 258 p.
  9. Декларация о правах умственно отсталых лиц: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 г. № 2856 // Организация объединенных наций. URL: un.org/ru/documents/decl_conv/ declara-tions/retarded.html.
  10. Всеобщая декларация прав человека // Организация объединенных наций. URL: un.org/ru/ documents/decl_conv/ declarations/declhr.
  11. Декларация о правах инвалидов: принята резолюцией Генеральной Ас-самблеи от 9 декабря 1975 г. № 3447 // Организация объединенных наций. URL: un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.html.
  12. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. № 48/96 // Организация объединенных наций. URL: un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.html.
  13. Конвенция о правах ребенка // Организация объединенных наций. URL: un.org/ru /documents/decl_conv/conventions /childcon.shtml.
  14. Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество, Саламанка, Испания. 7-10 июня, 1994 года // Организация объединенных наций. URL: un.org/ru/ documents/decl_conv/ declarations/pdf/ salamanka. pdf.
  15. Конвенция ООН о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. № 61/106 // Организация объединенных наций. URL: un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.
  16. Armstrong A., Armstrong D., Spandagou E. Inclusion: by choice or by chance // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. P. 29–39.
  17. Олешова В.В. Становление системы ранней помощи в США // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сборник научных статей по материалам VII Международного теоретико-методологического семинара. М.: МГПУ, 2015. С. 87–92.
  18. Богинская Ю.В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика. Ялта: КГУ, 2012. 384 с.
  19. Никитина М.И. Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения. Проблема подготовки специалистов по коррекционной педагогике // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы международного семинара. СПб.: Образование, 1996. С. 110–115.
  20. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 48–56.
  21. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики / под ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с.
  22. Кантор В.З., Волкова И.П., Богданова А.А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Здоровьесберегающее образование. 2014. № 4. С. 20–23.
  23. Калашникова С.А. О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 786–790.
  24. Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов. М.: Экзамен, 2006. 415 с.
  25. Назарова Н.М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 5–11.
  26. Алешина М.В., Плеве И.Р. Социальный лифт или социальное исключение? // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 126–131.
  27. Лошакова И.И. Преодоление социального неравенства в системе довузовского образования. Саратов: СГТУ, 2003. 267 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах