ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВЕДУЩИМИ СПОСОБАМИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема взаимосвязи ведущих способов преодоления негативных ситуаций и личностных особенностей старших подростков. Проведен теоретический анализ литературы с целью изучения подходов к определениям понятий «копинг», «совладающее поведение» и соотношения этих понятий. Выявлена неоднозначность определения данных понятий в отечественной и зарубежной литературе. Рассматриваются результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по изучению возрастных особенностей преодолевающего поведения, основное внимание уделено работам, авторы которых рассматривают особенности совладающего поведения в подростковом и юношеском возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования. Доказано, что существует взаимосвязь между показателями по шкалам способов преодоления негативных ситуаций и показателями по шкалам, определяющим личностные характеристики школьников. Выявлено, что ученикам, имеющим преобладающий способ преодоления негативных ситуаций, названный «поиск поддержки», свойственно невысокое стремление к принятию другими людьми, а также невысокая мотивация аффилиации, преобладание в общении мотива «страх отвержения». Определено, что для школьников, которым свойственен такой способ преодоления негативных ситуаций, как самообвинение, характерны высокий уровень общей экстернальности, экстернальности в области достижений и экстернальности в семейных отношениях. Для них характерны низкие значения по шкалам «Процесс жизни», «Результат жизни», «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – жизнь», а также общей шкалы «Осмысленность жизни». Выявлено, что у подростков, выбирающих стратегию повышения самооценки, отмечаются высокие значения по шкалам «Процесс жизни», «Локус контроля – Я», «Локус контроля – жизнь» и «Осмысленность жизни». Определены личностные особенности старших подростков с преобладающими адаптивными способами преодоления негативных ситуаций. Для них характерны большая интернальность в сфере семейных отношений, большая уверенность в управляемости своей жизни, более высокие значения самооценки и уровня притязаний. Обнаруженные особенности могут учитываться при создании программы психолого-образовательного сопровождения старших подростков.

Об авторах

Анна Олеговна Муругова

Кемеровский государственный университет, Кемерово

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuzmina.a.o@yandex.ru

аспирант кафедры акмеологии и психологии развития

Россия

Список литературы

  1. Гончарова С.С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» – метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте // Журнал практического психолога. 2006. № 6. С. 132–148.
  2. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПб.: СПбГМУ, 2009. 136 c.
  3. Нартова-Бочавер С.К. “Copingbehavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20–30.
  4. Церковский А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2006. Т. 5. № 3. С. 112–121.
  5. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer, 1984. 456 p.
  6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление. Преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3–8.
  7. Heim E. Coping und adaptivitat: gift es geeignetes oder undeeionetes coping? // Psychotherapie. Psychosomatik Medizinische Psychologie. 1988. Vol. 1. P. 8–17.
  8. Petrovsky M.J., Birkimer J.C. The relationship among locus of control, coping styles, and psychological symptom reporting // Journal Clinical Psychology.1991. Vol. 47. № 3. P. 336–345.
  9. Тышкова М. Исследование устойчивости детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 27–34.
  10. Shek D.T.L. Reliance On Self or Seeking Help From Others: Gender Differences in the Locus of Coping in Chinese Working Parents // Journal Psychology. 1992. Vol. 126. P. 671–678.
  11. Морозова И.С., Панасенко Е.А. Взаимосвязь механизмов психологических защит с копинг-стратегиями у студентов-первокурсников // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 345–349.
  12. Бартош О.П., Бартош Т.П. Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. № 6. С. 42–46.
  13. Дунаева Н.И., Жулина Е.В. Изучение влияния субъектности как личностного свойства студентов на сопротивляемость негативным жизненным ситуациям // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 555–561.
  14. Коломеец Л.А. Особенности проявления копинг-стратегий поведения старшеклассников в стрессовых ситуациях // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 216–219.
  15. Иванищева А.С., Сыманюк Э.Э. Сравнительный анализ стратегий преодолевающего поведения студентов // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 124–128.
  16. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: В.А. Михайлова, 1999. 288 с.
  17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  18. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
  19. Osin E., Boniwell I. Self-determination and well-being // Poster presented at the 4th International Self-Determination Conference. Belgium: Chent, 2010. P. 3–7.
  20. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах