ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МНОГОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
- Авторы: Ярош М.А.1
-
Учреждения:
- Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ставрополь Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
- Выпуск: № 3 (2017)
- Страницы: 27-32
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/204
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-27-32
- ID: 204
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обозначена актуальность преподавания дисциплины «Второй иностранный язык» в свете требований государственных образовательных стандартов. Особую значимость приобретает вопрос о моделировании курсов повышения квалификации для учителей второго иностранного языка. Курсы повышения квалификации, формируемые на основе модульного подхода, должны быть построены с учетом таких принципов, как гибкость, вариативность и учет индивидуальных потребностей обучающихся.
Целью исследования является определение уровня сформированности многоязычной коммуникативно-методической компетенции учителя второго иностранного языка.
Методом выявления образовательных потребностей послужило анкетирование, позволившее выделить «пробелы» в компетенциях, являющихся составными частями профессиональной компетентности педагога по второму иностранному языку.
В работе рассмотрена многоязычная коммуникативно-методическая компетенция в качестве ядра профессиональной компетентности педагога по второму иностранному языку. Именно ее компоненты будут выступать объектами совершенствования при обучении учителей в системе повышения квалификации.
Входная диагностика служит отправной точкой при проектировании адресных курсов повышения квалификации учителей второго иностранного языка в компетентностной проекции на основе модульного подхода. Оценивание результатов проведенного анкетирования дало возможность выделить в проектируемой программе блоки инвариантного характера (полиречевой, поликультурный, опорно-сравнительный), освоение которых является обязательным для всех обучающихся. Инвариантные модули нацелены на развитие наименее сформированных у педагогов субкомпетенций. Анализ единичных результатов диагностики позволит создать уникальный для каждого педагога маршрут обучения с учетом его индивидуальных потребностей посредством формирования определенного набора модулей вариативного блока.
Об авторах
Мария Александровна Ярош
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, СтавропольСтавропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
Автор, ответственный за переписку.
Email: purch1989@list.ru
старший преподаватель, аспирант
РоссияСписок литературы
- Willems G.M. Language teacher education policy promoting linguistic diversity and intercultural communication // Guide for the development of the development of education policies in Europe from linguistic diversity to plurilingual education. Strasburg: Council of Europe, 2002. P. 1–22.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
- Записных О.В. Особенности содержания дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка в лингвистическом институте // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 11. С. 44–47.
- Нестерова А.Ю. Оценка уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 210–213.
- Овсянников А.О. Методические, психолингвистические и лингво-культурологические аспекты оптимизации интенсивного обучения второму иностранному языку в свете сравнительно-сопоставительного подхода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 83. C. 159–170.
- Nemati А., Marzban A., Maleki E. The Role of Intercultural Competence in Foreign Language Teaching // International Journal of Language and Linguistics. Special Issue: Innovations in Foreign Language Teaching. 2014. Vol. 2. № 6-1. P. 8–12.
- Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в интегрально-коммуникативном образовательном пространстве. Ставрополь: СГУ, 2003. 376 с.
- Овчинникова О.С. Средства оценки сформированности профессиональных компетенций начинающего учителя иностранного языка в контексте организации тьюторского сопровождения на уровне вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 100–102.
- Горина В.А. Формирование профессиональной компетенции преподавателя второго иностранного языка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 3. С. 29–39.
- Тетина С.В. Компетентностная модель учителя иностранного языка в условиях введения профессионального стандарта педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. № 3. С. 105–110.
- Ястребова Л.Н. Анализ структуры иноязычной коммуникативной компетенции лингвиста-преподавателя // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 74–78.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 237 с.
- Абдуразякова Е.П. Иноязычная коммуникативная компетенция как одна из составляющих личностной и профессиональной характеристик современного специалиста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 3. С. 350–352.
- Xueyan Hu. Dynamic Context and Cultivation of Communicative Competence // Education Journal. 2014. Vol. 3. № 2. P. 116–121.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка // Департамент по языковой политике, Страсбург. М.: МГЛУ, 2005. 248 с.
- Евдокимова Н.В. Проблемы многоязычия в преподавании иностранных языков // Преподаватель высшей школы в XXI веке: материалы международной научно-практической интернет-конференции. Ростов-н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2010. С. 72–79.
- Лопарева Т.А. Многоязычная компетенция как ключевая в обучении нескольким иностранным языкам // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2-3. С. 30–33.
- Hutchinson T., Waters А. English for Specific Purposes. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 184 p.
- Jokikoko J. Interculturally trained Finish teachers’ conceptions of diversity and intercultural competence // Intercultural Education. 2005. № 16. P. 69–93.
- SenGupta A. Changing the focus. A discussion of the dynamics of the intercultural experience. Clevedon: Multilingual Matters, 2002. P. 155–178.