СРЕДСТВА АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ШКОЛЫ
- Авторы: Граур М.В.1
-
Учреждения:
- Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов
- Выпуск: № 3 (2017)
- Страницы: 42-47
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/206
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-42-47
- ID: 206
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проведено исследование предикторов самоэффективности обучающихся в 5–9 классах. Предикторами самоэффективности выбраны психологические средства академической адаптации, учебные мотивы и характеристики принятия решений в ситуации неопределенности. Раскрываются понятия «академическая адаптация», «средства адаптации», «самоэффективность». Определено состояние разработанности проблемы академической адаптации в отечественной и зарубежной литературе. Проанализированы теоретические и эмпирические исследования в области педагогической психологии, согласно которым обнаруживается, что те или иные личностные переменные способствуют позитивной адаптации школьников. Делается попытка провести взаимосвязь академической адаптации и самоэффективности. Для исследования предикторов самоэффективности средствами академической адаптации был подобран диагностический инструментарий. В качестве метода изучения психологических средств академической адаптации автор статьи предлагает специально разработанную анкету. Изложены результаты эмпирического исследования, а также последующего регрессионного анализа показателей самоэффективности и предпочитаемых средств академической адаптации школьников среднего звена. Представлен подробный анализ предикторов уровня самоэффективности, среди которых особое внимание уделяется психологическим средствам академической адаптации. Анализ дополняется обсуждением результатов эмпирических исследований и концепций ведущих отечественных и зарубежных ученых. Установлено, что среди психологических средств академической адаптации наиболее сильной предикцией по отношению к уровню самоэффективности обладает готовность к риску. В выводах автор отмечает наличие предикции степени уверенности школьников в способности быть продуктивным при выполнении определенной деятельности описанными в анкете психологическими средствами.
Об авторах
Марина Васильевна Граур
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов
Автор, ответственный за переписку.
Email: tom182@bk.ru
аспирант кафедры педагогической психологии и психодиагностики
РоссияСписок литературы
- Григорьева М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных условиях обучения. Саратов: Сарат. ун-т, 2008. 212 с.
- Щербакова В.П. Cоциально-психологический механизм адаптации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 215–225.
- Буртовая Н.Б. Психологические средства адаптации личности преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 9–13.
- Дорожевец Т.В. Диагностика школьной дезадаптации. Витебск: ВГУ, 1995. 154 с.
- Граур М.В. Психологическое содержание понятия «Школьная адаптация» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 3. С. 211–214.
- Граур М.В. Современные тенденции в исследовании адаптации личности школьников к педагогической системе // Современные тенденции и перспективы мировой психологии: материалы I международной научно-практической конференции 19 апреля 2017 г. Саратов: Наука, 2017. С. 134–140.
- Mestre J.M., Rocio Guil, Lopes P.N., Salovey P., Gil-Olarte P. Emotional intelligence and social and academic adaptation to school // Psicothema. 2006. Vol. 18. P. 112–117.
- The role of parents and peers in the psychological and academic adaptation of youth in urban communities // Adolescent development and school achievement in urban communities: resilience in the neighborhood. New York: Routledge, 2012. P. 115–126.
- Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 233 с.
- Григорьева М.В., Новосельцева А.А. Социально-психологические качества учащихся среднего звена школы как внутренние факторы школьной адаптации // Адаптация личности в современном мире: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Научная книга, 2011. Вып. 3. С. 50–63.
- Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2006. № 3. С. 78–85.
- Гайдар М.И. Личностная самоэффективность психолога // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности. Воронеж: ВГУ, 2007. С. 52–63.
- Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
- Schwarzer R., Jerusalem M., Romek V. Russian version of the General Self-Efficacy Scale // Fоreign Psychology. 1996. Vol. 7. P. 71–77.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2002. 490 с.
- Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М.: АспектПресс, 2003. 286 c.
- Гончар С.Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов // Педагогическое мастерство: материалы международной научной конференции. М.: Буки-Веди, 2012. С. 250–253.
- Бочарова Е.Е. Готовность к риску как личностный потенциал субъектной регуляции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2011. № 2. С. 27–32.
- Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. 2001. № 1. С. 47–53.
- Schunk D. Self-Efficacy and Academic Motivation // Educational Psychologist. 1991. Vol. 26. P. 207–231.
- Epel E.S., Bandura A., Zimbardo P.G. Escaping homelessness: the influences of self-efficacy and time perspective on coping with homelessness // Journal of Applied Social Psychology. 1999. № 29. P. 575–596.
- Белых Т.В. Майрамян А.М. Интеграция формально-динамических свойств в структуре индивидуальности у студентов с разным уровнем коммуникативной самоэффективности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 2. С. 193–197.