ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ САМООТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются особенности самоотношения современных подростков с учетом гендерных различий в аспекте самоуважения, аутосимпатии и самоуничижения. Осуществлен теоретический обзор работ отечественных и зарубежных авторов по заявленной проблеме. Представлены результаты психодиагностического этапа эмпирического исследования на выборке 126 респондентов. Выделены гендерные различия в самоотношении подростков на основе результатов статистического анализа (t-критерий). Статистически достоверные различия в структуре самоотношения мальчиков и девочек 15 лет наблюдаются по шкалам «Саморуководство» и «Самопривязанность», что свидетельствует о том, что 15-летние мальчики чаще девочек склонны оценивать себя способными оказывать сопротивление внешним влияниям, давлению окружающей среды. Мальчики чаще считают себя источниками собственной активности и развития, склонны в большей степени опираться на свои собственные мотивы, чем на мнение группы. Вместе с тем мальчики демонстрируют более высокую ригидность и нежелание меняться, девочки же более открыты личностным изменениям и саморазвитию.

Обсуждаются основные результаты исследования: наблюдается положительная возрастная динамика в стремлении самопознания и саморазвития у подростков; оценка собственной личности мальчиками и девочками становится более дифференцированной и адекватной. У подростков 15 лет повышается самоценность и самопринятие за счет интереса к процессу творчества, формируется представление о том, что личность, характер и деятельность способны вызывать у окружающих уважение, симпатию, одобрение и понимание.

Об авторах

Елена Александровна Денисова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: e_a_denisova@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теоретическая и прикладная психология»

Россия

Наталья Александровна Воробьева

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Email: n.vorobyeva@mail.ru

магистрант кафедры «Теоретическая и прикладная психология»

Россия

Список литературы

  1. Mruk C.J. Self-esteem and positive psychology: research, theory, and practice. New York: Springer, 2013. 304 p.
  2. Boyle G.J., Saklofske D.H., Matthews G. Measures of personality and social psychological constructs. London: Academic Press, 2015. 824 p.
  3. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 208–242.
  4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.
  5. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 c.
  6. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 142 с.
  7. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 206 с.
  8. Пантилеев С.Р. Самосознание как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991. 110 с.
  9. Чевачина А.В., Бабина Т.С. Влияние материнского стиля воспитания на развитие самоотношения у младших подростков // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 662–670.
  10. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Психологические проблемы социализации современных подростков и юношей. М.: АНО ПЭБ, 2008. С. 137–146.
  11. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 336 с.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. М.: Академия, 2015. 656 с.
  13. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. М.: МОДЭК, 2009. 599 с.
  14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 399 с.
  15. Андреева И.Г. Исследование особенностей самоотношения подростков // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 2. С. 87–93.
  16. Черепкова Н.В., Кузнецова М.Ю. Формирование самоотношения в подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. Т. 3. С. 2976–2980.
  17. Ундуск Е.Н. Негативное самоотношение и переживание проблем асоциальных подростков // Здравоохранение, образование и безопасность. 2016. № 1. С. 35–39.
  18. Чернобродов Е.Р., Дутчина О.Б., Ситникова Е.В., Кулеш Е.В., Кулеш Ж.В., Колесникова Г.Ю. Психология личности: самосознание, самоотношение, самоопределение. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2016. 176 c.
  19. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 424 с.
  20. Фаустова А.Г. Теоретико-методологические основания исследований динамики самоотношения в клинической психологии // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 4. C. 25–33.
  21. Романова Е.С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах