ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА АНДРАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Идеи непрерывного профессионального развития педагогических работников придают сегодня особую значимость вопросам организации процесса профессиональной переподготовки педагогических работников в целом и профессионализма состава преподавателей-андрагогов, задействованных в реализации программ профессиональной переподготовки, в частности.

На основании контент-анализа научных публикаций по проблеме профессиональной переподготовки педагогов сделаны выводы о том, что реализация андрагогического взаимодействия субъектов в процессе профессиональной переподготовки педагогических работников связана с появлением новых задач и требует от преподавательского состава профессиональной компетентности, методической готовности к выполнению новых функций. Рассмотрена проблема определения профессиональной позиции преподавателей-андрагогов, их функций как субъектов андрагогического взаимодействия в процессе профессиональной переподготовки педагогических работников. Сформулировано авторское определение понятия «профессиональная андрагогическая позиция преподавателя профессиональной переподготовки педагогов». Предложена структура профессиональной андрагогической позиции преподавателя профессиональной переподготовки педагогов. Обоснованы факторы, определяющие профессиональную андрагогическую позицию преподавателя профессиональной переподготовки педагогических работников. С учетом специфики процесса профессиональной переподготовки и характерных особенностей обучающихся педагогов определены особые ролевые позиции преподавателя как субъекта образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников, а именно: куратор, собеседник, наблюдатель, тьютор, консультант, соавтор, фасилитатор, модератор, коуч, эксперт, наставник. Расширен и обоснован перечень ролевых позиций, описаны функции преподавателя как субъекта андрагогического взаимодействия в профессиональной переподготовке педагогов. Проанализированы результаты самоэкспертизы андрагогической деятельности преподавателей, задействованных в профессиональной переподготовке педагогических работников.

Приведенные выводы могут быть использованы при реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки педагогических работников.

Об авторах

Мария Александровна Казакова

Институт развития образования Омской области, Омск

Автор, ответственный за переписку.
Email: kazakova_m@irooo.ru

проректор по организационно-методической деятельности и внешним связям

Россия

Список литературы

  1. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  2. Котлярова И.О. Культура взаимоотношений субъектов реализации программ дополнительного профессионального образования // Наука и современность. 2013. № 23. С. 62–66.
  3. Кузина Н.Н., Монина Г.Б., Павлова О.В. Особенности деятельности андрагога: компетентностный подход // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4. С. 149–152.
  4. Морозова О.П. Профессионально-личностное развитие преподавателя вуза в системе дополнительного профессионального образования // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2-1. С. 31–37.
  5. Кукуев А.И. Андрагогическая подготовка преподавателя мегавуза: содержательный аспект. Ростов н/Д.: Булат, 2008. 160 с.
  6. Gitterman A. Interactive andragogy: principles, methods, and skills // Journal of teaching in social work. 2004. Vol. 24. P. 95–112.
  7. Пилюгина С.А. Методологические основания развития андрагогическойсубъектности учителя // Казанский педагогический журнал. 2001. № 2. С. 125–135.
  8. Маралова Е.А. Интеграция андрагогического и праксиологического подходов как путь оптимизации профессионального образования учителя // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 3. С. 77–83.
  9. Вершловский С.Г. Преподаватель системы постдипломного образования как андрагог // Человек и образование. 2014. № 1. С. 4–7.
  10. Пилюгина С.А. Деятельность андрагога в системе постдипломного педагогического образования // Казанский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 95–101.
  11. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых. М.: Академия, 2002. 128 с.
  12. Чупина В.А. Андрагогические смыслы деятельности наставника в системе непрерывного профессионального развития // Научный диалог. 2014. № 3. С. 115–122.
  13. Шафранова О.Е. Место и роль андрагога-аксиолога в обеспечении нового качества отечественного высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 83–87.
  14. Яковлева Г.В. Современные подходы в работе со слушателями системы повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 1. С. 85–88.
  15. Смышляева Л.Г. Полисубъектность как принцип реализации компетентно-ориентированных андрагогических программ // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 185–188.
  16. Сивицкая Л.А., Смышляева Л.Г., Смышляев А.В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателя // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 12. С. 52–55.
  17. Трушевская А.А. Развитие технологий коучинга в образовательном пространстве вуза // Проблемы современной экономики. 2013. № 1. С. 227–231.
  18. Кларин М.В. Новая развивающая практика – коучинг. Новая профессия – коуч // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 71–80.
  19. Бородянская Л.В., Вершловский С.Г. Рабочая книга андрагога. СПб.: ТОГИРРО, 1998. 198 с.
  20. Кашина С.Г. Сущность и содержание внутрифирменного обучения //Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.С. 78–87.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах