ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
- Авторы: Федина Л.В.1
-
Учреждения:
- Тюменский государственный университет, Тюмень
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 65-70
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/301
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-65-70
- ID: 301
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Профессиональное обучение должно создавать условия для раскрытия ресурсов личности обучающегося. Самоактуализация рассматривается как один из значимых ресурсов, который необходимо активизировать в обучении студентов. Особенности профессиональной подготовки могут учитывать различные компоненты самоактуализации. В эмпирическом исследовании самоактуализационных профилей студентов различных образовательных программ приняли участие 50 студентов-спортсменов и 45 студентов-психологов. Было установлено, что для общей выборки испытуемых более развитыми оказываются компоненты «знания о природе человека», «способность к спонтанности», «креативность», высокий уровень «самоуважения», а также, что самоактуализация не зависит от гендерных характеристик. Самоактуализационные профили студентов-психологов и студентов-спортсменов имеют близкий рисунок, достоверных различий между показателями профилей выявлено не было. Вместе с тем установлено, что у студентов-спортсменов выше показатели креативности, самопринятия и независимости в своих поступках. У студентов-психологов, напротив, более развиты спонтанность, сензитивность и самоуважение. Выявлена проблемная зона самоактуализации студентов-психологов: высокое самоуважение и недостаточное самопринятие могут провоцировать эмоциональное выгорание и неудовлетворенность собой и профессией. Опираясь на полученные результаты, можно заключить, что для развития самоактуализации как целостной характеристики необходимо развивать спонтанность, креативность и временную компетентность; студентам-психологам важно увеличение показателей доверия к себе и миру, большей гибкости в поведении; у студентов-спортсменов необходимо расширять границы самоуважения. Инструментом развития компонентов самоактуализации студентов может стать совладающее поведение. Снижение использования копинга «бегство-избегание» и увеличение «планирования решения проблемы», «креативности» будет способствовать развитию самоуважения и опоры на собственные ценности.
Об авторах
Людмила Викторовна Федина
Тюменский государственный университет, Тюмень
Автор, ответственный за переписку.
Email: lllca@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики детства
РоссияСписок литературы
- SoonAh Lee, Schallert D.L. Becoming a teacher: coordinating past, present, and future selves with perspectival understandings about teaching // Original research article teaching and teacher education. 2016. Vol. 56. P. 72–83.
- Федина Л.В., Соловьева Е.А., Кухтерина Г.В. Взаимосвязь самоактуализации и профессиональной направленности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 4. С. 70–75.
- Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 1.
- Loonstra B., Brouwers А., Tomic W. Feelings of existential fulfilment and burnout among secondary school teachers // Teaching and Teacher Education. 2009. Vol. 25. № 5. P. 752–757.
- Burleson W. Developing creativity, motivation, and self-actualization with learning systems // International journal of human computer studies. 2005. Vol. 63. № 4-5. P. 436–451.
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. 523 с.
- Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм. Новосибирск: НГПУ, 2011. 188 с.
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: избранные психологические труды. М.: МОДЭК, 1999. 224 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
- Вахромов Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии // Экзистенциальная и гуманистическая психология. URL: hpsy.ru/public/x044.htm.
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М: Интерпаркс, 1995. 288 с.
- Шостром Э. Человек-манипулятор. М.: Апрель-Пресс, 2008. 128 с.
- Maslow A. Self-actualization and beyond // Proceedings of the Conference on the Training of Counselors of Adults. Winchester: The New England board of higher education, 1965. P. 108–131.
- Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель Пресс, 2000. 97 с.
- Фазлиахметова Э.И. Сравнительный анализ гендерных особенностей самоактуализации личности в профессиях гуманитарного и технического профиля // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 8. С. 272–277.
- Гозман Л.Я., Кроз М.В., Ласинская М.В. Самоактуализационный тест. М.: Рос. пед. агентство, 1995. 43 с.
- Кухтерина Г.В. Профессиональное самосознание педагогов-психологов на этапе профессиональной подготовки в вузе // Вестник ТОГИРРО. 2013. № 3. С. 78–80.
- Кусраева И.М. Самоактуализация студентов в условиях высшего профессионального образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 8. С. 72–75.
- Кузнецов Л.Б., Медведев А.В. Самоактуализация как фактор сохранения психического здоровья студентов вуза // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1. С. 117–124.
- Runco M.A. Self-actualization empirical research on creativity and self-actualization // Encyclopedia of creativity. 2011. Vol. 2. P. 335–336.