ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Профессиональное обучение должно создавать условия для раскрытия ресурсов личности обучающегося. Самоактуализация рассматривается как один из значимых ресурсов, который необходимо активизировать в обучении студентов. Особенности профессиональной подготовки могут учитывать различные компоненты самоактуализации. В эмпирическом исследовании самоактуализационных профилей студентов различных образовательных программ приняли участие 50 студентов-спортсменов и 45 студентов-психологов. Было установлено, что для общей выборки испытуемых более развитыми оказываются компоненты «знания о природе человека», «способность к спонтанности», «креативность», высокий уровень «самоуважения», а также, что самоактуализация не зависит от гендерных характеристик. Самоактуализационные профили студентов-психологов и студентов-спортсменов имеют близкий рисунок, достоверных различий между показателями профилей выявлено не было. Вместе с тем установлено, что у студентов-спортсменов выше показатели креативности, самопринятия и независимости в своих поступках. У студентов-психологов, напротив, более развиты спонтанность, сензитивность и самоуважение. Выявлена проблемная зона самоактуализации студентов-психологов: высокое самоуважение и недостаточное самопринятие могут провоцировать эмоциональное выгорание и неудовлетворенность собой и профессией. Опираясь на полученные результаты, можно заключить, что для развития самоактуализации как целостной характеристики необходимо развивать спонтанность, креативность и временную компетентность; студентам-психологам важно увеличение показателей доверия к себе и миру, большей гибкости в поведении; у студентов-спортсменов необходимо расширять границы самоуважения. Инструментом развития компонентов самоактуализации студентов может стать совладающее поведение. Снижение использования копинга «бегство-избегание» и увеличение «планирования решения проблемы», «креативности» будет способствовать развитию самоуважения и опоры на собственные ценности.

Об авторах

Людмила Викторовна Федина

Тюменский государственный университет, Тюмень

Автор, ответственный за переписку.
Email: lllca@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики детства 

Россия

Список литературы

  1. SoonAh Lee, Schallert D.L. Becoming a teacher: coordinating past, present, and future selves with perspectival understandings about teaching // Original research article teaching and teacher education. 2016. Vol. 56. P. 72–83.
  2. Федина Л.В., Соловьева Е.А., Кухтерина Г.В. Взаимосвязь самоактуализации и профессиональной направленности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 4. С. 70–75.
  3. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 1.
  4. Loonstra B., Brouwers А., Tomic W. Feelings of existential fulfilment and burnout among secondary school teachers // Teaching and Teacher Education. 2009. Vol. 25. № 5. P. 752–757.
  5. Burleson W. Developing creativity, motivation, and self-actualization with learning systems // International journal of human computer studies. 2005. Vol. 63. № 4-5. P. 436–451.
  6. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. 523 с.
  7. Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм. Новосибирск: НГПУ, 2011. 188 с.
  8. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: избранные психологические труды. М.: МОДЭК, 1999. 224 с.
  9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  10. Вахромов Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии // Экзистенциальная и гуманистическая психология. URL: hpsy.ru/public/x044.htm.
  11. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М: Интерпаркс, 1995. 288 с.
  12. Шостром Э. Человек-манипулятор. М.: Апрель-Пресс, 2008. 128 с.
  13. Maslow A. Self-actualization and beyond // Proceedings of the Conference on the Training of Counselors of Adults. Winchester: The New England board of higher education, 1965. P. 108–131.
  14. Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель Пресс, 2000. 97 с.
  15. Фазлиахметова Э.И. Сравнительный анализ гендерных особенностей самоактуализации личности в профессиях гуманитарного и технического профиля // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 8. С. 272–277.
  16. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Ласинская М.В. Самоактуализационный тест. М.: Рос. пед. агентство, 1995. 43 с.
  17. Кухтерина Г.В. Профессиональное самосознание педагогов-психологов на этапе профессиональной подготовки в вузе // Вестник ТОГИРРО. 2013. № 3. С. 78–80.
  18. Кусраева И.М. Самоактуализация студентов в условиях высшего профессионального образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 8. С. 72–75.
  19. Кузнецов Л.Б., Медведев А.В. Самоактуализация как фактор сохранения психического здоровья студентов вуза // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1. С. 117–124.
  20. Runco M.A. Self-actualization empirical research on creativity and self-actualization // Encyclopedia of creativity. 2011. Vol. 2. P. 335–336.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах