СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
- Авторы: Пилишвили Т.С.1, Пан Ц.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов, Москва
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 99-103
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/307
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-2-99-103
- ID: 307
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность темы исследования субъективного благополучия личности в процессе инокультурной адаптации обусловливается как внутринаучными причинами, состоящими в более глубоком понимании связи между адаптацией как процессом и удовлетворенностью личности как сложным социально-психологическим образованием, так и социально-экономической необходимостью увеличения роста субъективно удовлетворенных обучением и проживанием в России иностранных граждан. Цель исследования состоит в сравнительном анализе субъективного благополучия китайских студентов в процессе инокультурной адаптации в РУДН (Москва). В исследовании с применением трех методик опросного типа приняли участие 120 китайских студентов уравненной по полу выборки, находящихся на различных этапах инокультурной адаптации (менее одного года – 40 человек; около трех лет – 40 человек; более пяти лет – 40 человек). Результаты сравнительного анализа показывают, что выявлена наименьшая адаптированность студентов первой группы при отсутствии целей в жизни, низком личностном росте, ведомости, негативной оценке себя и окружения. Обнаружена нестабильность адаптированности, средняя степень принятия себя, эмоциональный дискомфорт, желание управлять окружением при его низкой позитивной оценке у испытуемых, находящихся на этапе адаптации около трех лет. Выявлена наибольшая адаптированность при высоком личностном росте, принятии себя и других, удовлетворенности повседневной деятельностью, стремлении управлять окружением у испытуемых, находящихся на этапе адаптации более пяти лет. Выделены факторные структуры групп испытуемых, свидетельствующие о связи адаптированности и внутреннего контроля у трех групп испытуемых; связи дезадаптированности и эскапизма у испытуемых с адаптацией около трех лет. Обнаруженные особенности могут учитываться при построении программ психологического сопровождения адаптации китайских студентов в российском международно-ориентированном вузе.
Об авторах
Татьяна Сергеевна Пилишвили
Российский университет дружбы народов, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: pilishvili_ts@pfur.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики
РоссияЦзе Пан
Российский университет дружбы народов, Москва
Email: viliker@qq.com
магистрант кафедры психологии и педагогики
РоссияСписок литературы
- Шамионов Р.М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. 2010. № 1. С. 237–249.
- Джидарьян И.А., Антонова Е. Проблема общей удовлетворенности жизнью. Теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Институт психологии РАН, 1995. С. 76–93.
- Яремчук С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 85–95.
- Кащук Я.Н. Переживание смысложизненного кризиса в юношеском возрасте // Образование и наука. 2011. № 6. С. 52–60.
- Бенко Е.В. Cубъективное благополучие в динамике нормативных кризисов развития личности // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции. М.: МГУ, 2015. С. 16–18.
- Самсонова М.С. Стратегии совладающего поведения при адаптации к инокультурному окружению // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2013. № 4. С. 222–229.
- Лыкова Н.М. Преодоление стресса аккультурации латиноамериканскими и китайскими студентами // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 1. С. 30–36.
- Кочарян А.С., Макаренко А.А., СяоЛун В. Соотношение ценности-доступности в разных жизненных сферах китайских студентов // Перспективы науки и образования. 2015. № 1. С. 96–100.
- Усова Н.В. Культурный контекст и субъективное благополучие личности // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-12. С. 2784–2787.
- Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. 384 с.
- Смолина Т.Л. Теории этапов кросс-культурной адаптации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 5. С. 267–271.
- Шабатура Л.Н., Тарасова О.В. Активность и адаптация личности: методологические позиции и праксиологический смысл // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 320–322.
- Григорьева М.В. Этнопсихологическая специфика адаптационной активности и субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12. № 1. С. 49–53.
- Панич О.Е. Этнопсихологические методы сопровождения процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2011. № 1-2. С. 54–62.
- Белукова Е.С. Сотрудничество государств-членов ШОС в сфере высшего образования: университет Шос как успешная модель партнерства // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 8. С. 142–147.
- Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The satisfaction with life scale // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49. P. 71–75.
- Ryff C., Keyes C. The structure of psychological well-being revisited // Journal of personality and social psychology. 1995. Vol. 69. P. 719–727.
- Rogers C.R., Dymond R.F. Psychotherapy and personality change: coordinated research studies in the client-centered approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954. 145 p.
- Kim Y.Y. Becoming intercultural: an integrative theory of communication and cross-cultural adaptation. Thousand Oaks: Sage, 2003. 243 p.
- Лыкова Н.М., Чжан Лиин, Янь Шегуан. Стили совладающего поведения и смысложизненные ориентации китайских студентов в период адаптации к обучению в университете в россии и на родине // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 3. С. 19–28.