ЖАНРОВЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ АУДИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО ВУЗА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья освещает актуальную проблему поиска средств повышения качества профессиональной (в том числе иноязычной) подготовки будущих и действующих авиационных специалистов с целью обеспечения высокого уровня безопасности полетов. Поиск обусловлен ужесточением требований Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с 2008 года к уровню владения профессиональным английским языком. В 2011 году Российская Федерация присоединилась к числу стран, в которых вступило в силу требование ИКАО о минимально допустимом уровне владения английским языком авиационных специалистов. Авторы статьи считают, что достичь хороших показателей в критерии «Понимание» по шкале ИКАО можно только при условии развития аудитивной компетенции у курсантов военного авиационного вуза на достаточно высоком уровне, поэтому рассматривают вопрос совершенствования процесса обучения профессионально ориентированному аудированию как одному из ключевых видов речевой деятельности авиационных специалистов. С этой целью в качестве основы процесса обучения авторами статьи был предложен жанровый подход к отбору и использованию авиационных сообщений. Согласно жанровому подходу, авиационные сообщения представляют собой набор типичных компонентов содержания, оформленных в тематически замкнутые структуры. Авторы считают, что если познакомить обучающихся с образцами текстов разных жанров авиационных сообщений, объяснив их структурные, смысловые, языковые и функциональные особенности, то это облегчит восприятие и понимание других текстов этих же жанров. В статье описан алгоритм работы с текстами жанров авиационных сообщений с использованием информационно-коммуникационных и аудиовизуальных средств обучения. 

Об авторах

Юлия Анатольевна Никитина

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: julia-722598@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

Россия

Юлия Викторовна Суслова

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани, Сызрань

Email: jukun2010@mail.ru

старший преподаватель кафедры иностранных языков

Россия

Список литературы

  1. ICAO Document 9835: manual on the implementation of ICAO language proficiency requirements. URL: 4.icao.int Doc 9835 2nd Edition.pdf.
  2. Воздушный кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2014. 61 с.
  3. ФГОС ВПО 161002 «Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов». URL: rusacademedu.ru/dokumenty.
  4. Матвеева И.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика : дис. … канд. пед. наук. Самара, 2012. 196 с.
  5. Полосин А.Н. Состав и структура компетенций выпускника военно-технического вуза, необходимых для освоения новых образцов вооружения и боевой техники // Высшее образование сегодня. 2009. № 12. С. 58–62.
  6. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд. М.: Флинта, 2003. 320 с.
  7. Яковлева В.А. Обучение иноязычному профессионально-ориентированному аудированию на среднем этапе в условиях технического вуза (на материале французского языка) : дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 227 с.
  8. Каптурова Е.С. Педагогические условия формирования иноязычной аудитивной компетенции будущих лингвистов в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2013. 23 с.
  9. Цыбанёва В.А. Модульное обучение иноязычной аудитивной компетенции студентов-лингвистов : дис. … канд. пед. наук. Пятигорск, 2009. 185 с.
  10. Малушко Е.Ю. Методика формирования иноязычной профильной аудитивной компетенции магистрантов лингвистики (на основе инфокоммуникационной технологии подкастов, английский язык) : дис. … канд. пед. наук. Пятигорск, 2013. 229 с.
  11. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики // Иностранные языки в школе. 1989. № 2. С. 28–36.
  12. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества: сб. статей. М.: Искусство, 1979. С. 281–308.
  13. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. 370 с.
  14. Леонтьев А.А. Психолингвистика и проблема функциональных единиц речи // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. М.: АН СССР, 1961. С. 172–185.
  15. Гайда С. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. Пермь: ПГУ, 1986. С. 22–28.
  16. Никитина Ю.А. Речеведческий подход к формированию умений аудирования : дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2002. 238 с.
  17. Колесова Е.М. Развитие аудитивных умений студентов языкового вуза на материале аутентичных радиопередач : дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014. 167 с.
  18. Никитина Ю.А. Лингводидактический потенциал аллюзии в англоязычном газетном дискурсе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3. С. 23–26.
  19. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. «От текста к тексту» как стратегия обучения речевой деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2. С. 117–123.
  20. Беляева Е.Н. Типы оценки уровня владения иностранным языком // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 10–11.
  21. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2005. 239 с.
  22. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2000. 165 с.
  23. Преподавание и изучение иностранных языков: традиции и новации / под ред. Л.И. Корниловой. Тольятти: Тольяттинский военный технический ин-т, 2008. 324 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах