Роль адаптивной физической культуры в организации физического воспитания студентов вуза


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сложившаяся в нашей стране за последние десятилетия ситуация, связанная с ухудшением здоровья населения, с одной стороны, и с повсеместным внедрением инклюзивного обучения в образование – с другой, обусловила наличие в российских вузах большого количества студентов с ограниченными возможностями здоровья. Однако это не исключает необходимость получения ими полноценного и качественного физического воспитания, обеспечивающего поддержание и сохранение физического здоровья и гармоничное развитие физических качеств для поддержания умственной и физической работоспособности. Цель исследования – изучить влияние занятий адаптивной физической культурой у студентов с нарушениями здоровья на развитие мотивации к занятиям физической культурой и уровень их физической подготовленности. Рассмотрены возможности и необходимость внедрения в учебный процесс вуза занятий по адаптивной физической культуре для студентов с нарушениями здоровья. Проанализирован опыт российских вузов в данной сфере. Освещены основные проблемы и перспективы использования адаптивной физической культуры в организации физического воспитания студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты педагогического эксперимента с использованием анкетирования студентов этой категории и тестирование их физических качеств. Установлено, что у студентов с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся адаптивной физической культурой, зафиксирован рост мотивации к физкультуре и спорту, а также наблюдается положительная динамика развития их физической подготовленности.

Об авторах

Татьяна Вячеславовна Кошкина

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Автор, ответственный за переписку.
Email: rector@marsu.ru

старший преподаватель

Россия

Список литературы

  1. Малыгин М.А., Марандыкина О.В. Методика дифференцированного подхода в организации занятий адаптивной физической культурой в вузе // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2019. № 3/4. С. 43–45.
  2. Новичихина Е.В., Ульянова Н.А. Новые направления в работе по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная) для студентов специальной медицинской группы // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. С. 98–106.
  3. Парыгина О.В. Адаптивная физическая культура в техническом вузе // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2019. № 1. С. 37–39.
  4. Панкратович Т.М., Голикова Е.М., Тиссен П.П. Технологические особенности построения индивидуальных траекторий в образовательном пространстве вуза средствами адаптивной физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 1. С. 60–62.
  5. Салопин О.М., Кашпарова Ю.А. Организация обучения физической культуре лиц с ОВЗ в современном вузе // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2020. № 2. С. 105–108.
  6. Манойлов А.А. Динамика показателей профессиональной направленности личности студентов направления «Адаптивная физическая культура» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 5. С. 98–102.
  7. Рябцев С.М., Гончарова М.С. Модель формирования профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 8. С. 80–86.
  8. Кобелев С.Ю. Формирование готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре в условиях педагогического вуза // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 2. Физическое воспитание и спорт. 2021. Т. 60. № 1. С. 102–105.
  9. Савельева О.В., Сергеева А.Э., Каримова С.В. Актуальность адаптивной физической культуры на современном этапе обучения в вузе // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2020. № 2. С. 56–58.
  10. Тихонова Э.И., Абзалова С.В. Проблемы и перспективы преподавания адаптивной физической культуры в вузе // Вопросы педагогики. 2021. № 2-2. С. 200–203.
  11. Эльгайтаров А.А., Енокаева С.С., Батчаева К.Х.Д., Петьков В.А. Принципы проектирования и условия реализации образовательных технологий в адаптивной физической культуре студентов вузов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 10. С. 386–389.
  12. Гулина Е.Ю. Роль адаптивной физической культуры в реабилитации студентов с отклонениями в состоянии здоровья в вузах культуры и искусств // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1. С. 151–155.
  13. Захарова Л.В., Московченко О.Н., Солимене У., Третьякова Н.В., Банникова Н.В., Люлина Н.В., Катцин О.А. Организация процесса физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе модульного подхода // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 7. С. 148–175.
  14. Власова В.П. Физическая реабилитация студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 207–215.
  15. Иванова В.Н., Просекова Т.С., Шарапова С.В., Шарапова О.А., Зюзина Е.А. Специфика преподавания адаптивной физической культуры в учебных заведениях // Философские, социологические и психолого-педагогические науки современного образования. 2019. № 1. С. 249–252.
  16. Паршина (Маринкина) Н.А. Подготовка студентов педагогического вуза к реализации технологий адаптивной физической культуры в дополнительном профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 259–265.
  17. Прохоруков О.Ю. Инновационные направления подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в контексте индивидуализации образования // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 274–279.
  18. Гибадуллин И.Г., Нюняев И.В. Показатели физических и психологических резервов организма студентов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. Т. 10. № 1. С. 37–41.
  19. Московиченко О.Н., Катцин О.А., Шубин Д.А., Иванова Т.С. Индивидуально-дифференцированный подход к физической нагрузке студентов на основе психофизиологической адаптации // Современные вопросы биомедицины. 2022. Т. 6. № 1. Номер статьи 19.
  20. Новичихина Е.В. Эффективность практических занятий физической культурой со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в рамках освоения дисциплины «Элективная дисциплина по физической культуре и спорту» // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 1. С. 113–126.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах