Диагностический инструментарий оценки уровней математической образованности обучающихся общеобразовательных организаций
- Авторы: Сагателова Л.С.1
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
- Выпуск: № 2 (2022)
- Страницы: 20-26
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/329
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-2-20-26
- ID: 329
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ускорение темпов развития цивилизации предъявляет новые требования к математическому образованию. Его особая роль обусловлена тем, что математика широко используется человечеством во всех сферах жизни. Среднее общее математическое образование в современных условиях становится все более значимым для образовательной политики общества и государства. При этом показателем личностных достижений обучающихся при изучении математики являются измеряемые образовательные результаты. Задачи исследования – обосновать, почему среди существующего терминологического разнообразия выбрано определение математической образованности как оценки личностных достижений обучающихся общеобразовательных организаций в предметной области «Математика»; описать разработанный и апробированный диагностический инструментарий оценки математической образованности обучающихся общеобразовательных организаций. Исследование основано на качественном подходе к изучению научной педагогической литературы и анализе педагогической практики, что позволило выработать авторскую позицию в определении личностных образовательных достижений обучающихся при обучении математике. В качестве результата обучения математике как личностного достижения предлагается понятие «математическая образованность». Представлена авторская трактовка данного понятия. Рассмотрена трехуровневая модель математической образованности, включающая элементарную математическую грамотность, функциональную математическую грамотность, математическую компетентность. Разработана структурно-функциональная модель математической образованности, состоящая из четырех компонентов: 1) мотивационно-ценностного; 2) содержательно-регулятивного; 3) процессуального; 4) субъектно-деятельностного. Описан и апробирован диагностический инструментарий оценки математической образованности обучающихся общеобразовательных организаций. Разработанный инструментарий может применяться для оценивания предметных образовательных результатов. Автор отмечает, что проблему повышения математической образованности на всех ступенях школьного математического образования в общеобразовательных организациях можно решить с помощью проектирования математического образования, которое позволит создать условия для полноценной реализации склонностей и потребностей обучающихся.
Об авторах
Лиана Сергеевна Сагателова
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
Автор, ответственный за переписку.
Email: kpm329@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры прикладной математики
РоссияСписок литературы
- Кузнецова Т.Я. Всероссийский научно-методический семинар «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» в 2019/2020 учебном году // Математика в школе. 2020. № 5. С. 68–71.
- Подлипский О.К. Современные тенденции развития образования и математическая подготовка школьников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 1. С. 94–102.
- Тумашева О.В. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики: размышления о целевых ориентирах // Математика в школе. 2021. № 5. С. 8–13.
- Чанкаев М.Х., Гербеков Х.А., Сурхаев М.А. Математическое образование в условиях внедрения и развития цифровых технологий // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 1. С. 46–52.
- Клетченко В.С. Проблемы и перспективы улучшения качества естественно-математического образования старшеклассников в современной школе // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 80. С. 96–98.
- Christian Wittmann Е. Connecting Mathematics and Mathematics Education: сollected Papers on Mathematics Education as a Design Science. London: Springer Cham, 2021. 318 р.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 367 с.
- Психологические критерии качества знаний школьников / под ред. И.С. Якиманской. М.: АПН СССР, 1990. 142 с.
- Басюк В.С., Мухачева Л.В. Совершенствование механизмов оценивания личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ в условиях модернизации технологий и содержания обучения и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 4. С. 86–102.
- Pia K.F. Barriers in Teaching Learning Process of Mathematics at Secondary Level: A Quest for Quality Improvement // American Journal of Educational Research. 2015. Vol. 3. № 7. P. 822–831.
- Лашманова В.Ф. О введении единицы измерения качества образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 7. С. 59–62.
- Сагателова Л.С. Системно-комплексная диагностика качества математического образования в общеобразовательных организациях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 1. С. 80–88.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Совершенство, 1998. 607 с.
- Ильин В.С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 4–11.
- Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2018. 320 с.
- Курцева Е.Г. Инновационные практики оценки качества образовательной деятельности общеобразовательных организаций // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2016. № 1. С. 37–43.
- Abramovich S., Grinshpan A.Z., Milligan D.L. Teaching Mathematics through Concept Motivation and Action Learning // Education Research International. 2019. Vol. 2019. Article number 3745406.
- Корнеенко Т.Н. Рефлексивные методы познания в образовательной деятельности: феноменологическая герменевтика // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 6. С. 29–45.
- Санина Е.И., Зенкова Л.А., Попова Т.C. Воспитание мотивационно-ценностного отношения к изучению математики обучающихся основной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 261–264.
- Сагателова Л.С. Проектировочные умения учителя математики как ресурс повышения качества математического образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 2. С. 137–145.