ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Авторы: Бухалова Н.А.1, Павлова О.А.1, Шумилова О.Н.1
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино
- Выпуск: № 1 (2015)
- Страницы: 32-37
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/354
- ID: 354
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен анализ реализации компетентностного подхода подготовки студентов ВУЗа в Нижегородском государственном инженерно-экономическом институте по направлению подготовки 100100 «Сервис», профиль «Социальный сервис». Присоединение России к Болонскому процессу привело к кардинальной реорганизации всей образовательной системы, смене парадигмы: с обучения человека какой-либо профессии, приобретения профессиональной квалификации, на формирование личности конкурентоспособного специалиста, обладающего способностью справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями, развитыми коммуникативными способностями. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен обладать набором определенных качеств, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных, типовых, но и незапланированных ситуациях, коммуникативную культуру. Создание механизма формирования профессиональных компетенций у выпускников является главной научно-методической задачей, прежде всего выпускающих кафедр.
Общая характеристика профессиональной деятельности обусловливает уровень требований к компетентности специалиста в области социального сервиса, который изложен в образовательном стандарте и квалификационных характеристиках, в общем смысле – это специалист, способный осуществлять профессиональную деятельность на разных уровнях реализации социальной политики государства - уровне управления, материально-технического и правового обеспечения, образования, здравоохранения и непосредственной практики социальной работы. Важным компонентом данного процесса выступает профессиональная социализация студентов, т.е. их приобщение к определенным профессиональным ценностям, включение их в свой внутренний мир, формирование профессионального сознания и культуры, подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве субъекта. Существенную роль в профессиональной социализации, а также в процессе формирования профессиональной компетентности работников социальной сферы играет ее практическая составляющая, реализуемая в большинстве случаев в ходе учебных и производственных практик в различных социальных агентствах и учреждениях.
Об авторах
Наталья Александровна Бухалова
Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино
Автор, ответственный за переписку.
Email: nat.buhalova@yandex.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки»
РоссияОльга Анатольевна Павлова
Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино
Email: olgapavlova08@yandex.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки»
РоссияОльга Николаевна Шумилова
Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино
Email: Shumilova59@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки»
РоссияСписок литературы
- Педагогическая психология: Краткий курс. СПб: ПИТЕР, 2009. 256 с.
- Базарова Т.С. Формирование личности социального работника как субъекта профессиональной деятельности / Федер. агентство по образованию; Бурят. гос. ун-т. – вуза: дис. ... д-ра пед. наук. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2008. 146 с.
- Зеер Д. Ф. Компетентностный подход к образованию // Педагогика. 2003. № 3. С. 99–101.
- Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. № 6. С. 3–14.
- Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис….д-ра пед.наук. М., 2009. 39с.
- Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М. : Пед. общество России, 2000. 140 с.
- Мухаметзянова Г. В. Педагогическая стратегия трансформации качественного образования студента в средней профессиональной школе // Профессиональное образование в России: методология и теория Гуманитарный центр «ВЛАДОС», Казань ИТП ТОРАО, 2005. 319 с.
- Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пос. для вузов по специальности «профессиональное обучение (по отраслям)»: рек. УМО вузов РФ / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; Моск. психолого-социальный ин-т. М. : МПСИ, 2005. 216 с.
- Коняхина И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Вестник ТГПУ. 2012. № 11 (126). С. 68–71.
- Игумнов О. А. Формирование традиции компетентностного подхода в профессиональном образовании // Инновации и традиции в современном образовании: Международная научная интернет-конференция, СОФ ВГУ, 20–30.05.2009, г. Старый Оскол. С. 36–41.
- Митяева А. М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): автореф. дис….д-ра пед. наук. Волгоград, 2007. 43 с.
- Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 2. С. 3–12.
- Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2011. № 12. С. 102–104.
- Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: Вопросы образования. 1988. № 1. С. 27–34.
- Педагогический энциклопедический словарь. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2008. 528 с.
- Митина М. Л. Психология профессионального развития М., 1998. 200 с.
- Максимова О. Г., Харитонова Л. А. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в условиях современного вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11. С. 17–23.
- Базарова Т. С. Критерии профессионализма специалиста по социальной работе // Вестник БГУ. 2013. № 5. С. 78–82.
- Дегтерев В. А. Модернизация образования и практическая подготовка студентов // Вестник ВУИТ. 2010. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения: 28.01.15).
- Морозов E. A. К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестник ТГПУ. 2011. № 4. С. 151–155.