ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ реализации компетентностного подхода подготовки студентов ВУЗа в Нижегородском государственном инженерно-экономическом институте по направлению подготовки 100100 «Сервис», профиль «Социальный сервис».  Присоединение России к Болонскому процессу привело к кардинальной реорганизации всей образовательной системы,  смене парадигмы: с обучения человека какой-либо профессии, приобретения профессиональной квалификации, на формирование личности конкурентоспособного специалиста, обладающего способностью справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями, развитыми коммуникативными способностями. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен обладать набором  определенных качеств, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных, типовых, но и незапланированных ситуациях, коммуникативную культуру. Создание механизма формирования профессиональных компетенций у выпускников является главной научно-методической задачей, прежде всего выпускающих кафедр. 

Общая характеристика профессиональной деятельности обусловливает уровень требований к компетентности специалиста в области социального сервиса, который изложен в образовательном стандарте и квалификационных характеристиках, в общем смысле – это специалист, способный осуществлять профессиональную деятельность на разных уровнях реализации социальной политики государства - уровне управления, материально-технического и правового обеспечения, образования, здравоохранения и непосредственной практики социальной работы. Важным компонентом данного процесса выступает профессиональная социализация студентов, т.е. их приобщение к определенным профессиональным ценностям, включение их в свой внутренний мир, формирование профессионального сознания и культуры, подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве субъекта. Существенную роль в профессиональной социализации, а также в процессе формирования профессиональной компетентности работников социальной сферы играет ее практическая составляющая, реализуемая в большинстве случаев в ходе учебных и производственных практик в различных социальных агентствах и учреждениях.

Об авторах

Наталья Александровна Бухалова

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино

Автор, ответственный за переписку.
Email: nat.buhalova@yandex.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки»

Россия

Ольга Анатольевна Павлова

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино

Email: olgapavlova08@yandex.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки»

Россия

Ольга Николаевна Шумилова

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино

Email: Shumilova59@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки»

Россия

Список литературы

  1. Педагогическая психология: Краткий курс. СПб: ПИТЕР, 2009. 256 с.
  2. Базарова Т.С. Формирование личности социального работника как субъекта профессиональной деятельности / Федер. агентство по образованию; Бурят. гос. ун-т. – вуза: дис. ... д-ра пед. наук. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2008. 146 с.
  3. Зеер Д. Ф. Компетентностный подход к образованию // Педагогика. 2003. № 3. С. 99–101.
  4. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. № 6. С. 3–14.
  5. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис….д-ра пед.наук. М., 2009. 39с.
  6. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М. : Пед. общество России, 2000. 140 с.
  7. Мухаметзянова Г. В. Педагогическая стратегия трансформации качественного образования студента в средней профессиональной школе // Профессиональное образование в России: методология и теория Гуманитарный центр «ВЛАДОС», Казань ИТП ТОРАО, 2005. 319 с.
  8. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пос. для вузов по специальности «профессиональное обучение (по отраслям)»: рек. УМО вузов РФ / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; Моск. психолого-социальный ин-т. М. : МПСИ, 2005. 216 с.
  9. Коняхина И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Вестник ТГПУ. 2012. № 11 (126). С. 68–71.
  10. Игумнов О. А. Формирование традиции компетентностного подхода в профессиональном образовании // Инновации и традиции в современном образовании: Международная научная интернет-конференция, СОФ ВГУ, 20–30.05.2009, г. Старый Оскол. С. 36–41.
  11. Митяева А. М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): автореф. дис….д-ра пед. наук. Волгоград, 2007. 43 с.
  12. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 2. С. 3–12.
  13. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2011. № 12. С. 102–104.
  14. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: Вопросы образования. 1988. № 1. С. 27–34.
  15. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2008. 528 с.
  16. Митина М. Л. Психология профессионального развития М., 1998. 200 с.
  17. Максимова О. Г., Харитонова Л. А. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в условиях современного вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11. С. 17–23.
  18. Базарова Т. С. Критерии профессионализма специалиста по социальной работе // Вестник БГУ. 2013. № 5. С. 78–82.
  19. Дегтерев В. А. Модернизация образования и практическая подготовка студентов // Вестник ВУИТ. 2010. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения: 28.01.15).
  20. Морозов E. A. К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестник ТГПУ. 2011. № 4. С. 151–155.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах