РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРОЦЕССНОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Основными задачами внедрения систем менеджмента качества является обеспечение высокого качества управления организацией в целом и формирование на этой основе фундаментальных условий его развития. Процессный подход как инструмент создания и совершенствования системы качества образовательной организации обладает высоким организационно-методическим потенциалом. Внедрение процессного подхода обеспечивает новое качество управления образовательной организацией за счет прозрачности механизма функционирования и управления процессами и позволяет получить на этой основе новые возможности постоянного совершенствования системы качества образования. В данной статье рассмотрена реализация принципов процессного и системного подходов к менеджменту на основе разработки и внедрения системы менеджмента качества в Пензенском государственном технологическом университете. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, устанавливает взаимосвязи и взаимодействие процессов управленческой деятельности руководства, обеспечивающих процессов, включая управление ресурсами, процессов мониторинга, измерений и улучшений, а также базовых процессов жизненного цикла образовательной услуги. Полноценное внедрение процессного и системного подходов обеспечивает образовательной организации возможность осуществления системы планирования, согласованности при реализации процессов, обеспечения их адекватности корпоративным целям, обоснованности распределения ресурсов, возможности постоянного совершенствования.

Об авторах

Татьяна Валентиновна Гуськова

Пензенский государственный технологический университет, Пенза

Автор, ответственный за переписку.
Email: tvg120@penzgtu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Pedagogy and Psychology»

Россия

Список литературы

  1. Никифоров И. К. Система менеджмента качества – фактор повышения уровня образования // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-3. С. 601-603.
  2. Болочагина В. В., Воронина Е. В. Система менеджмента качества как эффективный инструмент управления вузом: опыт Московского государственного университета культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 5. С. 164-170.
  3. Веденяпин И. Э. Методологические основы информационной системы менеджмента качества: концепция создания системы // Перспективы науки. 2012. № 7 (34). С. 78-82.
  4. Гадалова В. В., Фролова М. Е. Система менеджмента качества в университете: опыт, результаты, перспективы // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 73-80.
  5. Киселева К. И. Система контроля качества проектной документации как составляющая часть системы менеджмента качества проектной организации // Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием и элементами научной школы для молодежи. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права», ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Томский государственный архитектурно-строительный университет». 2014. С. 188-196.
  6. Кучеренко В. А. Система гарантии качества – как предмет общественной ответственности // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования: сборник материалов VIII Международного Форума Гильдии экспертов. – М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования. 2013. С. 40-45.
  7. Моисеев В. Б., Гуськова Т. В. Концептуальный подход к внедрению системы менеджмента качества ВУЗа в условиях непрерывного профессионального образования // Педагогическое образование и наука: научно-методический журнал МАНПО. – Москва, 2012. № 1. С. 62 – 64.
  8. Неустроев С С., Мотова Г. Н., Матвеева О. А. Применение подходов систем менеджмента качества в вузе как элемент построения внутривузовской системы гарантии качества // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 3-14.
  9. Никонов Э. Г., Назаренко М. А. Модель кафедры в системе менеджмента качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 1. С. 146.
  10. Омельченко И. Н., Максименко Н. Ю. Анализ подходов к построению и реализации систем менеджмента качества // Вестник машиностроения. 2011. № 1. С. 68-73.
  11. Гуськова Т. В., Разуваев С. Г. Условия повышения качества подготовки специалистов в высшем профессиональном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс: Периодическое научное издание. 2012. С. 101-107.
  12. Суровицкая Г. В., Пущенко Д. Н. Новые подходы к развитию систем менеджмента качества в университетах // Качество. Инновации. Образование. 2012. № 1 (80). С. 7-13.
  13. Шендалев А. Н., Шендалева Е. В. Подход к вовлечению персонала в процесс создания, сертификации и поддержания функционирования систем менеджмента качества // Омский научный вестник. 2012. № 1 (105). С. 72-76.
  14. Заносиенко О. А., Строилова Э. В., Савин К. Н. Развитие концепции управления качеством по отношению к системе общего менеджмента // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2012. № 3. С. 175-179.
  15. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Москва: Стандартинформ, 2012. – 28 с.
  16. Игнатенко Ж. В. Современные модели менеджмента качества в вузе // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования: сборник материалов VIII Международного Форума Гильдии экспертов. – М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования. 2013. С. 174-176.
  17. Матяш Н. В., Фомин Н. В. Процессный подход в системе менеджмента качества вуза // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3. С. 168-175.
  18. Азарьева В. В., Круглов В. И., Пузанков Д. В., Соболев В. С., Соловьев В. П., Степанов И. В., Степанов С. А., Ященко В. В. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы менеджмента качества образовательного учреждения – СПб.: ПИФ.com. 2007. 408 с.
  19. Гуськова Т. В. Подходы к оценке качества профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 44 – 47.
  20. Гуськова Т. В., Гуськова И. С. Формирование навыков организации и управления образовательным процессом у студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс: Периодическое научное издание. 2014. С. 74 – 79.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах