СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ КОСМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В содержании Нового закона «Об образовании», материалах Национальной доктрины образования в РФ, Федеральной программе развития образования, Федеральных государственных образовательных стандартах, Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что на современном этапе социокультурного развития сопровождение саморазвития учащихся является одной из важных задач модернизации образования. В документах также подчеркивается, что одной из приоритетных задач современного образования является создание условий для духовно-нравственного развития учащихся, формирования смысло-жизненных ориентаций и ценностей, что актуализирует экзистенциальный подход к рассмотрению сущности образовательного пространства. Решение задачи создания условий для саморазвития учащихся видится сегодня наиболее успешной в рамках дополнительного космического образования, которое объединяет в себе две характеристики развития образования — вариативность (выражается в полной мере в системе дополнительного образования) и мировоззренческую основу личностно-ориентированного образовательного процесса, единство которых обеспечивает максимум условий и возможностей для взращивания в ребенке ценностно-смысловых ориентиров, духовно-нравственной основы развития личности. Методологической основой реализации сопровождения саморазвития личности в условиях дополнительного космического образования является экзистенциализм, утвердивший приоритет индивидуальности в саморазвитии личности. В г. Калуге на базе Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» проводится апробация авторской модели сопровождения саморазвития подростков.  Конструкция модели опираются на исследование В.И. Слободчикова о становлении процессов самопознания и саморазвития личности в ходе возрастного развития. Разработка и реализация модели сопровождения саморазвития учащихся в дополнительном космическом образовании позволяет реализовывать гуманистическую направленность образования, трактуется как определенная цель, программа психолого-педагогической деятельности, предполагающая саморазвитие личности с заранее заданными свойствами (позитивная «Я-концепция», уверенность в себе, активность, самостоятельность, готовность к присвоению социальных норм, сотрудничеству, сформированные ценностно-смысловые ориентации, развитые духовно-нравственные качества, потребности в самопознании и саморазвитии в деятельности, увлеченность делом, творческая направленность личности, конгруэнотность личности, обеспечивающаяся отсутствием негативных психологически образований, самопринятие). Предложенная модель сопровождения саморазвития подростков в дополнительном космическом образовании может быть широко использована в образовательной практике дополнительного образования, включая организацию внеурочной деятельности, при этом важным аспектом является решение задач формирования духовно-нравственной личности ребенка.

Об авторах

Ирина Викторовна Иванова

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга

Автор, ответственный за переписку.
Email: IvanovaDIV@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Социальная адаптация и организация работы с молодежью»

Россия

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. М., 2012.
  2. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Образование и общество. 2009. №2. С.14-18.
  3. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 2000. 288с.
  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности. М.: Школьная пресса, 2000. 421с.
  5. Пшеничнер Б.Г., Яценко С.П. Космическое образование школьников. М.: МГТДиЮ, 2000. 40с.
  6. Хуторской А.В. Педагогика русского космизма. М.: Частная школа. 1993. №2. С.11-22.
  7. Прасолова Е.Л. Основы систематизации идей и концепций космического воспитания в теории бинарности культуры образования // Чижевский и образование: сборник научных трудов и материалов, посвященных исследованию научно-культурного наследия А.Л. Чижевского. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000. 352 с. С.243-244.
  8. Иванова И.В. Неформальное образование – инвестиции в человеческий капитал // Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 390. C. 179–184.
  9. Иванова И.В. Саморазвитие личности: психолого-педагогический аспект: монография. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 265с.
  10. Иванова И.В. Развитие психологической компетентности педагогов: учебно-методическое пособие. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. 150с.
  11. Иванова И.В., Логинова Л.Г. Мониторинг результатов и динамики развития личности воспитанников учреждения дополнительного образования детей // Образование личности. 2013. №2. С. 40-54.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах