О КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УРОКА СЛОВЕСНОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается место культурологического подхода, отражающего ценностную направленность образования, среди современных образовательных парадигм. Дается характеристика образовательного пространства урока словесности как социально-воспитательной среды, приведены механизмы его конструирования, обоснован ресурсный потенциал реализации культурологического подхода. Рассмотрены такие показатели образовательной среды урока, как насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ организации). Обратившись к тексту художественного произведения как основному звену культурологического пространства урока, автор опирается на понятие концепт русской культуры, дает обоснование роли лингвоконцептоцентрического подхода, его влияния через слово на формирование картины мира школьника. Культуросообразная образовательная среда урока русской словесности формируется при обращении к произведениям других искусств: архитектуры и скульптуры, живописи и графики, музыки, театра, кино. Средствами различных искусств создается образ изучаемой эпохи, культурный контекст. Анализируются особенности построения межпредметных связей на уроке средствами современных учебно-методических комплексов по литературе. Формирование у школьников общекультурных компетенций, погружение в контекст рассматривается на примере УМК по литературе под ред. В.Ф.Чертова; технологии, методы и приемы культурологического анализа литературного произведения приведены с опорой на УМК под редакцией В.Я.Коровиной; рассмотрение отдельных произведений мировой литературы как некоего контекста для изучения отечественной литературы (на основе программы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой); рассмотрение изучаемых произведений как составной части исторического типа культуры (программа под редакцией В.Г. Маранцмана). В заключение обоснована необходимость построения культурологической образовательной среды урока литературы как задача учителя-словесника, определенная требованиями федеральных образовательных стандартов второго поколения.

Об авторах

Виолетта Вениаминовна Медведева

Институт развития образования Ивановской области, Иваново

Автор, ответственный за переписку.
Email: vvm133@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин 

Россия

Список литературы

  1. Запесоцкий А.С., Марков А.П. Становление культурологической парадигмы. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. 56 с.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. 24 с.
  3. Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. Л., 1989. 608 с.
  4. Борисова Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 24 с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 369 с.
  6. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова). М.: Гардарики, 2002. 432 с.
  7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. 248 с.
  8. Веряев А.А., Шалаев И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_4/articl_1.html.
  9. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997. С.177 – 184.
  10. Воркачев С.Г. Любовь как лингвокультурный концепт. М., 2007.
  11. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
  12. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 2000. 18 с.
  13. Мишатина Н.Л. Речевое и литературное развитие школьников в процессе освоения концептов русской культуры (на примере концепта благоговение) // Литература в школе. 2007. № 5. С. 27-30.
  14. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 65 с.
  15. Волкова Т.Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования. Шуя, 2007. 170 с.
  16. Литература. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2011. 128 с.
  17. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2014. 352 с.
  18. Рабочие программы по литературе. 5 класс. К УМК Т.Ф. Курдюмовой. М.: Вако, 2014. 64 с.
  19. Программа литературного образования: 10-11 классы (под ред. Маранцмана В.Г.). М.: Просвещение, 2008. 176 с.
  20. Волкова Т.Н. Интегрированный подход к формированию культурологической компетентности учащихся на уроках русского языка // Международный журнал экспериментального образования. 2011. №10. С.135-137.
  21. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М., 2011.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах