РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН НА ВТОРОМ ЭТАПЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена 15-летней годовщине со дня начала Болонского процесса; в ней рассматриваются предыстория процесса реформирования систем высшего образования европейских стран, основные документы периода, который предшествовал его началу, основные мероприятия в рамках Болонского процесса, названы страны-участницы и «стаж» их участия в Болонском процессе, охарактеризованы параметры Болонского процесса и ход их реализации на первом этапе Болонского процесса. Названы страны, в которых эти параметры реализованы в наибольшей мере. Автор анализирует итоги первого этапа и причины того, что к 2010 году основные положения Болонской декларации не были выполнены и процесс был продлен до 2020 года. Дается характеристика таких понятий, как кредит, модуль, качество образования, компетенция, дескрипторы, академическая мобильность, многоуровневая система высшего образования. Анализируются системы кредитов, которые используются в разных странах Европы. Описан ход Болонского процесса в Российской федерации. Автор обращает внимание на важность введения в России с 1 сентября 2010 года новых Государственных образовательных стандартов (так называемых ФГОС третьего поколения). Вводится термин «второй этап Болонского процесса» (2010-2020). Особое внимание уделяется проблеме академической мобильности, являющейся одним из приоритетов второго этапа Болонского процесса. Названы основные приоритеты второго этапа, описываются современное состояние Болонского процесса и его перспективы, приводится современная карта Болонского процесса. Названы даты дальнейших встреч министров образования европейских стран в период до 2020 года – до окончания второго этапа Болонского процесса.

Об авторах

Валерий Михайлович Поляков

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино

Автор, ответственный за переписку.
Email: walpol@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Иностранные языки»

Россия

Список литературы

  1. Великая Хартия Университетов (Magna Charta Universitatum). Болонья, 18 сентября 1988 года. – giop.ruт >REOS /giep …nsf …VELIKAY AHARTI YAUNIVERSITETOV (дата обращения: 05.02.2015).
  2. Совместная декларация по гармонизации европейской системы высшего образования. Париж, Сорбонна, 25 мая 1988 года. – eeacademy.ge > wp-content/uploads/2014/08/2 (дата обращения: 05.02.2015).
  3. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. Лиссабон, 11 апреля 1997 года. – online.zakon.kz > Параграф-www > ?doc_id=1014774 (дата обращения: 05.02.2015).
  4. Европейское пространство высшего образования. Совместное заявление Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года. - http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html (дата обращения: 05.02.2015).
  5. Сазонов Б.А. Использование зачетных единиц при проектировании и реализации основных образовательных программ вузов // Образовательная политика. 2009. № 10. С. 24-28.
  6. Горбатова М.К. Система Академических кредитов и Европейское Приложение к диплому как инструменты качества высшего образования в Европе. – http://www.quality.edu.ru/ quality/sk/req/739/ (дата обращения: 05.02.2015).
  7. Европейская система взаимозачета кредитов ECTS. – udsu.ru > inter/ects_system (дата обращения: 05.02.2015).
  8. Glossary on the Bologna Process. English – German – Russian: Beiträge zur Hochschulpolitik 7/2006. – Bonn, August 2006.
  9. Коммюнике Совещания европейских министров, ответственных за высшее образование, Прага, 19 мая 2001 г. – russianenic.ru > int/bol/base3.html (дата обращения: 05.02.2015).
  10. Коммюнике Конференции министров, отвечающих за высшее образование, Берлин, 19 сентября 2003 года. – nkaoko.kz > Возврат к списку > 138 (дата обращения: 05.02.2015).
  11. Европейская область высшего образования – достижение целей: Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, Берген, 19-20 мая 2005 г. – nkaoko.kz > Возврат к списку > 140 (дата обращения: 05.02.2015).
  12. Филиппов В. М. Сравнительный анализ некоторых российских и мировых тенденций развития высшего образования // Ученый совет. – 2010. № 2. С. 23-26.
  13. Statistische Daten zur Einführung von Bachalor und Masterstudiengängen. Wintersemester 2009/2010. – Bonn: HRK (Hochschulrektorenkonferenz), 2010.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009. № 489. 23 с.
  15. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Лëвен, Бельгия, 28–29 апреля 2009 года. nkaoko.kz > Возврат к списку > 2407 (дата обращения: 05.02.2015).
  16. Лондонское коммюнике министров высшего образования «К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира (18 мая 2007 года)». – novsu.ru > file/791597 (дата обращения: 05.02.2015).
  17. Декларация о Европейском пространстве высшего образования. – Будапешт-Вена, 12 марта 2010 года. – mx02.glavex.ru > ru/docs/foreign/other…2010 (дата обращения: 05.02.2015).
  18. Консолидация Европейской зоны высшего образования (ЕЗВО). Бухарест, 26-27 апреля 2012 года. – ncpa.ru > index.php?option…article…2012…2012-09-03… (дата обращения: 05.02.2015).
  19. Белое пятно на образовательной карте Европы. – faceNews.ua > Новости часа > 2012/72125 (дата обращения: 05.02.2015).
  20. Спасюк Елена. Проскочить в Болонский процесс у Беларуси уже не получится. – naviny.by > Общество > Белорусские новости (дата обращения: 05.02.2015).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах