Аннотация
Одной из основных целей внедрения в учебный процесс вузов балльно–рейтинговой системы, является повышение мотивации студентов к системному и успешному освоению учебных дисциплин. Мотивация является решающим фактором эффективности учебного процесса, поэтому одной из наиболее актуальных педагогических задач на сегодня является необходимость мотивации студентов к самообразовательной деятельности, что непосредственно оказывает влияние на качество их образования. Проблема формирования мотивации учения и путей ее формирования на сегодня остаются предметом исследования многих зарубежных и отечественных педагогов. Существует множество различных классификаций мотивов учебной деятельности, но большинство ученых делят их на две большие группы: внешние или внутренние мотивы, социальные или познавательные. При формировании учебной мотивации нельзя не учитывать все разнообразие мотивов, однако необходимо повышать удельный вес внутренней (познавательной) мотивации учения, ведущей к наилучшим результатам. В статье рассматриваются концептуальные положения балльно-рейтинговой системы, ее преимущества и недостатки. Цель работы состоит в определении видов мотивов учения, проявляющихся у студентов посредством применения данной системы оценки в учебном процессе, и усиление внутренних мотивов учения и обогащение балльно-рейтинговой системы новыми возможностями. Определены приоритетные методические средства реализации балльно-рейтинговой системы – система заданий, формирующая личностные качества студентов: развитие познавательной активности, познавательных интересов, познавательной самостоятельности, творческих способностей, исследовательских навыков. Показана необходимость внедрения средств предметной мотивации в мотивационную сферу образовательных технологий, т. е. реализация мотивационных возможностей самого содержания учебной дисциплины. Сделаны выводы: процесс учения, контроль знаний, умений, навыков и формируемых компетенций, с помощью балльно-рейтинговой системы, происходит наиболее эффективно при оптимальном сочетании основных видов учебной мотивации и одновременного усиления внутренних мотивов средствами предметной мотивации учения.