О СПОСОБАХ ПРЕДМЕТНОЙ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одной из основных целей внедрения в учебный процесс вузов балльно–рейтинговой системы, является повышение мотивации студентов к системному и успешному освоению учебных дисциплин.  Мотивация является решающим фактором эффективности учебного процесса, поэтому одной из наиболее актуальных педагогических задач на сегодня является необходимость мотивации студентов к самообразовательной деятельности, что непосредственно оказывает влияние на качество их образования. Проблема формирования мотивации учения и путей ее формирования на сегодня остаются предметом исследования многих зарубежных и отечественных педагогов. Существует множество различных классификаций мотивов учебной деятельности, но большинство ученых делят их на две большие группы: внешние или внутренние мотивы, социальные или познавательные. При формировании учебной мотивации нельзя не учитывать все разнообразие мотивов, однако необходимо повышать удельный вес внутренней (познавательной) мотивации учения, ведущей к наилучшим результатам. В статье рассматриваются концептуальные положения балльно-рейтинговой системы, ее преимущества и недостатки. Цель работы состоит в определении видов мотивов учения, проявляющихся у студентов посредством применения данной системы оценки в учебном процессе, и усиление внутренних мотивов учения и обогащение балльно-рейтинговой системы новыми возможностями.  Определены приоритетные методические средства реализации балльно-рейтинговой системы – система заданий, формирующая личностные качества студентов: развитие познавательной активности, познавательных интересов, познавательной самостоятельности, творческих способностей, исследовательских навыков. Показана необходимость внедрения средств предметной мотивации в мотивационную сферу образовательных технологий, т. е. реализация мотивационных возможностей самого содержания учебной дисциплины. Сделаны выводы: процесс учения, контроль знаний, умений, навыков и формируемых компетенций, с помощью балльно-рейтинговой системы, происходит наиболее эффективно при оптимальном сочетании основных видов учебной мотивации и одновременного усиления внутренних мотивов средствами предметной мотивации учения.

Об авторах

Ольга Владимировна Сорокина

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино

Автор, ответственный за переписку.
Email: sorokina.olga87@mail.ru

преподаватель кафедры «Физико-математические науки»

Россия

Список литературы

  1. Сазонов Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса / Высшее образование в России, № 6, 2012. С 28–39.
  2. Маркова А. К., Т. А. Матис, Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя. М. : Просвещение. 1990. 192 с.
  3. Божович Л. И., Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М. : Воронеж. 1995. 351 с.
  4. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М. : Педагогика. 1984. 144 с.
  5. Выгодский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика. 1991. 480 с.
  6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2003. 512 с.
  7. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. 40 с.
  8. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб. : Питер, 2003. 32 с.
  9. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 1998. 288 с.
  10. Родионов М. А., Мотивация учения математике и пути ее формирования: Монография. Саранск: Изд-во МГПИ им. М.Е. Евсеева. 2001. С 143–144.
  11. Реан А. А., Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб. , Изд-во Михайлова В. А. 1999. 288 с.
  12. Каменева И. О. Контроль как средство формирования учебной мотивации студентов высших учебных заведений: Дис. … канд.пед. наук. Саранск, 2009. 138 с.
  13. Зайкин М. И., Реутина Е. С. О способах предметной мотивации учебной математической деятельности школьников / Инновационные образовательные технологии и методы их реализации. Арзамас, М. : Издательство СГУ. 2012. С. 221–226.
  14. Носков М. В., Шершнева В. А. Компетентностный поход к обучению математике / Высшее образование в России, № 4, 2005. С. 36–40.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах