РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОВЛАДЕНИЕ ВЕРБАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
- Авторы: Галеева Е.В.1, Галкина И.А.1
-
Учреждения:
- Иркутский государственный университет, Иркутск
- Выпуск: № 1 (2015)
- Страницы: 225-227
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/419
- ID: 419
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования эмоциональных представлений, способности и овладение вербализацией у детей дошкольного возраста. Содержании лексики, используемой ребенком, в которой отражена сфера эмоций, ставит проблему изучения закономерностей приобретения этих значений, их динамики. Способность осознавать явления речевой действительности и представления об эмоциональном состоянии развиваются у детей дошкольного возраста во взаимосвязи. Эмоции составляют базисную основу смысловых образований, а осознание их возможно в форме обозначения, являющейся результатом вербальной деятельности. В связи с этим важно подчеркнуть влияние эмоциональных процессов на формирование осмысленного отношения ребенка к слову. Эмоциональные представления подразумевают совокупность вербальных обозначений эмоций, которые служат средством их осознания. Для достижения эффективности общения и речи ребенку необходимо обеспечить развитие вербализации эмоциональных представлений, которые обеспечиваются эмотивной лексикой, являющейся вербальным обозначением эмоций в ситуациях эмоционального воздействия на говорящего.
Об авторах
Елена Владимировна Галеева
Иркутский государственный университет, Иркутск
Автор, ответственный за переписку.
Email: galeeva.len@yandex.ru
старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования»
РоссияИрина Александровна Галкина
Иркутский государственный университет, Иркутск
Email: irina_alexsandrovna73@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования»
РоссияСписок литературы
- Бреслав Г.М. Психология эмоций - М: Смысл, 2004. - 187с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб: Союз, 1997. - 222с.
- Гридин В.Н. Семантика эмоционально-экспрессивных средств языка. //Психолингвистические проблемы семантики. - М.: Наука, 1983. С. 113-119.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. //Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М: Просвещение, 1985. С. 8-29.
- Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка //избранные психологические труды. / Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко. - М: Педагогика, 1986.Т. 1. С. 258-259.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб: Питер, 2002. - 524с.
- Крысько А.Г. Психологические познавательные процессы: сущность представлений и их виды. - Мн., 2007. -254с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
- Леонтьев А.А. Деятельный ум. – М: Смысл, 2001. -285 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. -225 с.
- Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. -Воронеж, 2009. - 182 с.
- Шахнарович A.M. Онтогенез речи и формирование языковой способности человека: проблемы формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М.: Наука, 1999. - 238 с.
- Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Межд. образоват. педколледж, 1995. - 144 с.
- Якобсон П.М. Чувства: их развитие и воспитание. - М.: Знание, 1976, -64 с.
- Galeeva E. V, Galkina, I. A. Educational technology forming the verbalization of emotional representations in children of preschool age. // The azimuth of research: pedagogy and psychology. 2014. No. 1, P.-18-20.
- Galeeva E. V., Galkina I. A. Chapter 1. Psychological and psycholinguistic basis of verbal designation of the emotions in children of preschool age. // Innovations in education: Monograph Volume 2/ ed. by L. Shlossman. – Vienna: “East West” Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014.-182 p.