КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ПОТРЕБНОСТЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ, ИХ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен корреляционный анализ акцентуаций характера и потребностей воспитывающих взрослых, их особенности отношений с детьми. Особое внимание обращается на то, в какой степени сила потребности в доминировании и особенности акцентуации взрослых способствуют становлению определённого стиля отношений воспитывающих взрослых с детьми. Актуальность представленного в статье содержания исследования определяется значимостью изучения данного аспекта в связи с формированием в семье и образовательном учреждении базового отношения дошкольника к миру. Базовое состояние доверия к миру, к себе и окружающим людям формируется у ребенка с раннего детства со значимыми воспитывающими взрослыми и, в большей степени, - матерью. Стиль обращения взрослых с ребёнком, в конечном счёте, способствует формированию личности. Если некоторые стили становятся устойчивыми, то это приводит к формированию, как позитивных черт характера ребёнка, так и негативных. Постоянно действующие влияния могут приводить к появлению симптомов психосоматических расстройств. В статье обращается внимание именно на то, в какой степени сила потребности в доминировании и особенности акцентуации самых близких для ребенка воспитывающих взрослых - матерей способствуют становлению определённого стиля отношений с детьми. Данные, представленные в статье, ориентируют на то, чтобы у матерей с преобладанием потребности в доминировании в отношениях с детьми в стиле воспитания превалируют санкции наказания и запрета, проявляются расширение родительских чувств, проекция нежелательных качеств. Матерям с невротическими чертами акцентуации характера и акцентуацией вытеснения, как показали статистически значимые различия степени выраженности основных тенденций в воспитательном подходе, свойственна проекция нежелательных качеств. Для матерей этого типа свойственны также внесение супружеских конфликтов в отношения с детьми.

Об авторах

Лидия Александровна Кананчук

Иркутский государственный университет, Иркутск

Автор, ответственный за переписку.
Email: kananchuk@mail.ru

кандидат психологических наук,  доцент  кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

Россия

Татьяна Октябриновна Смолева

Иркутский государственный университет, Иркутск

Email: 240481.08@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

Россия

Список литературы

  1. Репина Т.А. Особенности межличностных отношений ребенка-дошкольника в семье // Психологические основы формирования личности в условиях общественного и семейного воспитания: Тезисы докладов Всесоюз. конференции.– М., 1979. - С.182-1 85.
  2. Adler A. Uber den nervosen Charakter. Munchen, 1928.
  3. Trudewind C.. Husarek B.Mutter – Kind Jnteraktion bei der hausaufgabenanfertigung die Leistungsnotiventvisklung im Grunt schulalter-eanalyse einer okologischen schulsselsituation.-In:H.Walter, R. Olrter (Hg.). Okologie und Entwiklung. Stuttgard, 1979.
  4. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / В кн. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии.- М.: Педагогика, 1983. – 153 с.
  5. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. – Собр. соч., т.1.- М., 1982.
  6. Варга А.Я.Структура и типы родительских отношений.- Автореф.дис.-
  7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1998.
  8. Смолева Т.О. Психологическое неблагополучие ребенка в группе сверстников и его преодоление Иркутск: ВСГАО, 2009. – Изд. 2-е доп.– 170 с.
  9. Кананчук Л.А., Смолева Т.О. Педагогические условия развития саногенной рефлексии специалистов дошкольного образования: учебное пособие. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. – 128 с.Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д, 1997.
  10. Валлон А. Истоки характера у детей // Вопросы психологии.- №5. - С.129-140, № 6. - С.121-133.
  11. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблемы общей и социальной психологии. – В кн.: Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми: Тез. Симп. – Л., 1970.- С. 114 – 116.
  12. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М.: Наука, 1979. - С. 3-20.
  13. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная пед. Академия , 1994. - 192 с.
  14. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П.Криттенден // Вопросы психологии, 1999.-.№ 1-С.105-116.
  15. Крупник Е.П. Психологическая устойчивость индивидуального сознания. // Психология человека в условиях социальной нестабильности. Сб. под ред. Б.А.Сосновского.- М.: Московский пед. гос. ун-т, 1994. - С. 102-119, 204.
  16. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие для студентов.- Пермь, 1988. - 79 с.
  17. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. – В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - С. 64 – 93.
  18. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.- Псков,1994. - 280 с.
  19. Орлов Ю.М. Личность и индивидуальность. – М, 1997.
  20. Орлов Ю.М. Когнитивно-Эмотивный тест (КЭТ). – М.: Импринт-Гольфстрим, 1999. – 20 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах