СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА В УСОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В российском образовании такие явления, как «платные образовательные услуги», «большой выбор образовательных услуг», «возрастание конкуренции среди образовательных организаций высшего образования», становятся привычными. Студент – потребитель образователь-ных услуг, образование – товар, поэтому организациям высшего образования необходимо учитывать социально-психологические особенности современного студента. Для исследования данного вопроса авторами было проведено анкетирование студентов Нижегородского инженерно-экономического института, обучающихся на первом и втором курсах экономического факультета и факультета информационных технологий и систем связи. Анкета затрагивает различные стороны студенческой жизни: учебная деятельность (посещение занятий, отношение к балльно-рейтинговой системе, возможность подработки в учебное время), научно-исследовательская работа (источники поиска информации, участие в научных кружках), общественная жизнь (членство в студенческом самоуправлении, волонтерских организациях, профсоюзе, занятие спортом). В результате проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что социально-психологический портрет современного студента в достаточной степени отличается от оного десятилетием ранее. Современного студента отличают следующие черты характера: способность адаптироваться и выживать в обществе любой ценой, целеустремленность, мобильность, завышенный уровень притязаний и самооценки, нацеленность на карьеру и желание занимать высокие посты. Большинство из них хотели бы продолжить свое обучение, а также получить степень кандидата и доктора наук. Необходимо отметить эрудированность в сфере информационных технологий. Таким образом, коренная модернизация системы отечественного образования привела к изменению в самосознании и приобретении нового облика современного студента, основной целью которого стало приобретение конкурентных преимуществ на рынке труда.

Об авторах

Юлия Юрьевна Сысоева

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино

Автор, ответственный за переписку.
Email: uushka@mail.ru

 старший преподаватель кафедры «Иностранные языки»

Россия

Список литературы

  1. Психологический портрет студента. Помощь студентам [Электронный ресурс]. URL: http://helpstudent.net/psixologicheskij-portret-studenta/ (дата обращения: 28.12.2014).
  2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М. : Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  3. Волов В. Т., Четырова Л. Б., Чаденкова О. А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ. 2009. Вып. 17. 200 с.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика – Пресс, 1999. 536 с.
  5. Голощапова Т. В. Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка // Маркетинг образования: проблемы и перспективы Тез. докл. семинара. 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketing.spb.ru/conf/2002-01-edu/sbornik-2.htm (дата обращения: 21.01.2015)
  6. Дмитриев А. В. , Сычев А. А. Общая социология: учебник. М. : Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. [Электронный ресурс]. URL: www.znanium.com (дата обращения: 21.01.2015)
  7. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М. : Логос, 2003. 384 с.
  8. Кибакин М. В., Лапшов В. А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. 2009. Вып. 10. 158 с.
  9. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. Оренбург: ОГУ, 2000. 188 с.
  10. Климко Н. В. Развитие у студентов среднего профессионального учебного заведения навыков самоорганизации в учебном процессе // Педагогическое образование и наука. 2008, № 7. С. 46–49.
  11. Козлов А. А., Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа жизни. М. : Политиздат, 1986. 168 с.
  12. Кон И. С. Психология ранней юности. М. : Просвещение, 1989. 256 с.
  13. Лисовский В. Т. Воспитание студентов вузов российской федерации: материалы концепции. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России = монография Книга 1 / М. : ИЦПКПС, 2001. С. 69–89.
  14. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. 3-е изд. CПб. : Питер, 2003. 352 с.
  15. Мелекесов Г. А. Аксиологизация педагогического образования студентов: монография / Г. А. Мелекесов. Челябинск: ИПК ОГУ, 2000. 170 с.
  16. Шереги Ф. Э., Харчева В. А., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 2007. 37 стр.
  17. Щепкина Е. В. Социологические исследования мотивации поступления в вуз // Образование, общество, бизнес – новые грани исследования. М. : НИИВО. Деп.N277-95 от 26.XII. 1995. Объем 1,0 п.л.
  18. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб. : Изд-во «Полиус», 1998. 638 с.
  19. Епифанова С. Формирование учебной мотивации. Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 1006–1007.
  20. Социально-психологический портрет современного студента России | Сайт для студентов и о студентах... [Электронный ресурс]. URL: http://studikam.ru/socialno-psixologicheskij-portret-sovremennogo-studenta-rossii (дата обращения: 28.12.2014).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах