Аккультурационные процессы в адаптации иностранных студентов при обучении в вузе в поликультурной среде


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Процесс социальной и культурной адаптации иностранных студентов является одним из факторов их успешного обучения в образовательных учреждениях Российской Федерации. В эпоху глобализации в области аккультурации существует пробел, который необходимо изучать. Рост количества иностранных обучающихся заставляет искать новые методы помощи студентам в адаптации или совершенствовать уже известные. В силу сложности изучаемого предмета исследования следует отметить, что теория и практика определения специфики межкультурной адаптации представителей различных культур находится на пути формирования. Как следствие – в настоящее время в науке ощущается отсутствие единого подхода к использованию диагностических средств, позволяющих эффективно изучать различные стороны межкультурной адаптации иностранных студентов в условиях обучения в России. Авторами был проведен опрос иностранных студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» в Елабужском институте Казанского федерального университета, позволивший выявить основные проблемы, возникающие во время интеграции студентов в незнакомую культуру: бытовые – 61 %, материальные трудности – 56 %, привыкание к другой культуре – 66 %, сложности коммуникации – 81 %. 13 % опрошенных ответили, что у них нет проблем с адаптацией. Результаты опроса помогли разработать программу, нацеленную на решение задач адаптации иностранных студентов при обучении в вузе. Разработанная программа адаптации, включающая в себя возможности музейной педагогики, работу с соцсетями, кружковую работу, изучение дисциплины «Культура русского речевого общения», может положительно повлиять на уровень адаптации иностранных студентов в чужой стране. Изучение данного процесса позволяет разрабатывать методы взаимодействия с иностранными студентами, повышающими эффективность работы в процессе аккультурации.

Об авторах

Разия Файзиевна Ахтариева

Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга (Россия)

Email: raziya-a@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7423-7671

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики

Россия

Алсу Рамилевна Рахманова

Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга (Россия)

Автор, ответственный за переписку.
Email: rahmanovaar@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1333-382X

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Россия

Раиля Равилевна Шапирова

Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга (Россия)

Email: railya-s@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3199-4231

старший преподаватель кафедры педагогики

Россия

Список литературы

  1. Redfield R., Herskovits M.J., Linton R. Memorandum for the Study of Acculturation. USA: American Anthropologist association, 1936. 152 p. doi: 10.1525/aa.1936.38.1.02a00330.
  2. Memorandum for the study of acculturation // Memorandum for the Study of Acculturation. USA: American Anthropologist association, 1936. P. 149–152. doi: 10.1525/aa.1936.38.1.02a00330.
  3. Ward C. Acculturation // Handbook of intercultural training. 2nd ed. London: Sage Publications, 1996. P. 124–147.
  4. Ардила А., Маслова О.В., Новикова И.А., Шляхта Д.А., Агилар О.К.Ю. Разработка и психометрическая проверка шкалы аккультурации иностранных студентов к России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 3. С. 393–415. doi: 10.22363/2313-1683-2019-16-3-393-415.
  5. Нурутдинова А.Р., Панфилова Е.В. Социо-лингвистический аспект в формировании межкультурной коммуникации: инкультурация, аккультурация и ассимиляция // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 10. С. 81–99. EDN: IQMKQH.
  6. Сокольская Л.В. Аккультурация народов Евразии: от постановки проблемы к практической реализации // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2021. Т. 37. С. 66–77. doi: 10.26516/2073-3380.2021.37.66.
  7. Сокольская Л.В., Валентонис А.С. Понятие «аккультурация» в истории научного дискурса XIX–XXI вв. // Диалог со временем. 2019. № 67. С. 212–228. doi: 10.21267/AQUILO.2019.67.30843.
  8. Соболев В.Г. Мусульманские общины в государствах Европейского Союза: Проблемы и перспективы. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2003. 149 с.
  9. Larionova A.V., Liventsova E.Yu., Fakhretdinova A.P., Kostyukova T.A. International student migrants from Asian countries: features of their ethnic identity and acculturation strategies // Perspectives of Science and Education. 2020. № 6. P. 311–323. doi: 10.32744/pse.2020.6.24.
  10. Косик Ю.А. Онлайн-аккультурация личности в современных интеграционных условиях // Вестник Полоцкого государственного университета Серия Е: Педагогические науки. 2015. № 15. С. 104–107. EDN: VKEVIP.
  11. Косик Ю.А. Интерпретации сущности аккультурации в гуманитаристике // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1. С. 33–39. EDN: UHGREP.
  12. Ахтариева Р.Ф., Рахманова А.Р., Салимуллина Е.В. Особенности интеграции иностранных студентов в полиэтническую образовательную среду вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 39–42. EDN: KNSCUQ.
  13. Злобина Ю.И. Социально-культурные техники интеграции иностранных студентов (на примере китайских студентов Алтайского государственного университета) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т. 2. № 8. С. 179–186. EDN: CCKVES.
  14. Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чупина И.П. Культурная адаптация иностранных студентов в российских вузах // Образование и право. 2021. № 12. С. 198–203. doi: 10.24412/2076-1503-2021-12-198-203.
  15. Иванова Г.П., Ширкова Н.Н., Логвинова О.К. Социокультурная адаптация иностранных студентов в условиях интернационализации высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6. С. 333–335. doi: 10.24411/1991-5497-2019-10144.
  16. Гнездилов Г.В., Вахлаева К.А., Густовав Е.А. Особенности стратегий аккультурации в условиях современной учебной миграции // Человеческий капитал. 2020. № S12-2. С. 213–221. EDN: MHWIES.
  17. Соломонов В.А., Фомина Е.А. Динамика аккультурационных установок студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. С. 65–66. EDN: GTSJYX.
  18. Заугаров В.В. Особенности работы со студентами Азиатского культурного профиля, обучающимися в России // Власть. 2021. Т. 29. № 1. С. 58–61. doi: 10.31171/vlast.v29i1.7889.
  19. Коломиец С.В., Медведева Е.В. О воспитательной работе вузов с иностранными обучающимися в социальной сети Instagram // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 58–65. doi: 10.17513/spno.31316.
  20. Распаева Г.Д., Маркусь А.М., Ярославова Е.Н. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе: коммуникативный аспект // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14. № 1. С. 76–87. doi: 10.14529/ped220108.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах