Модель развития учебно-познавательной мотивации средствами полилингвального образования старшеклассников
- Авторы: Бооль В.В.1
-
Учреждения:
- Тюменский государственный университет, Тюмень Гимназия № 83, Тюмень
- Выпуск: № 3 (2022)
- Страницы: 16-23
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/431
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-3-16-23
- ID: 431
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Автор обращается к роли языка в педагогике в целом и становлении личности обучаемого в частности. В современном мире многоязычие уже стало условием устойчивого развития страны, билингвальные подходы сменяются подходами полилингвальными. Остро стоит вопрос об организации последовательного и систематического обучения на полилингвальной основе. Несмотря на разработанность таких тем, как учебно-познавательная мотивация и полилингвальное обучение, существует ряд противоречий, основное из которых заключается в том, что большинство авторов, описывая полилингвальное образование как систему, не обращаются к его скрытому потенциалу, тем более в области формирования мотивации. В данной ситуации выходом представляется разработка принципиально новой модели полилингвального образования, обеспечивающей синтез языкового, метапредметного и межкультурного компонентов с целью формирования у старшеклассников положительной мотивации учения. Данная модель представлена автором как сложная система взаимодействия личностей учителя и ученика и их деятельности под влиянием внешних факторов и на основе принципов полилингвального обучения, которая реализуется в процессе актуального и опережающего педагогического содействия. Описаны факторы (индивидуальные, учебные и социальные), условия (формирование личностного интереса и использование принципов полилингвального образования) и этапы (начальный, переходный, основной и завершающий) развития мотивации, а также цели, задачи и методы каждого этапа. Построенная модель позволит изучать и анализировать уровни сформированности учебной мотивации, корректировать ее в ходе обучения, а также использовать нераскрытый потенциал многоязычия в реальной педагогической ситуации.
Об авторах
Валентина Васильевна Бооль
Тюменский государственный университет, ТюменьГимназия № 83, Тюмень
Автор, ответственный за переписку.
Email: walentina.uslamina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7529-4603
аспирант академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, учитель
РоссияСписок литературы
- Закирова А.Ф. Входя в герменевтический круг… Концепция педагогической герменевтики. М.: ВЛАДОС, 2011. 272 с.
- Балыхина Т.М., Черкашина Т.Т. Поликультурный и полилингвальный формат иноязычного образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 1. С. 42–49. EDN: TMGDEZ.
- Барышников Н.В., Богдан Н.А. Социобикультурная иноязычная компетенция школьника. М.: Вузовский учебник, 2015. 220 с.
- Халяпина Л.П. Концепции поли- / мульти- и плюрилингвального обучения в Отечественной и зарубежной языковой политике // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2018. № 43. С. 141–151. EDN: YLWJRJ.
- Петров А.Ю., Галина М.В., Чернигин А.А. Основные аспекты интегрированного подхода в билингвальном обучении // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 2. С. 75–79. EDN: SDKYYM.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 508 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадеждиной. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
- Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Знание, 1972. 32 с.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Ялалов Ф.Г. Основы полилингвального образования. Казань: Академия наук Республики Татарстан, 2021. 192 с.
- Мосин М.В., Водясова Л.П., Мосина Н.М., Чинаева Н.В. Дидактический потенциал билингвизма в обучении иностранному языку // Интеграция образования. 2017. № 4. С. 751–764. doi: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.751-764.
- Друцко Н.А. Обоснование применения принципов обучения второму иностранному языку в рамках мультилингвального подхода // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 12. С. 156–159. doi: 10.24158/spp.2017.12.33.
- Ястребова Л.Н. Принципы обучения второму иностранному языку как специальности в языковом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 8. С. 75–79. EDN: SMCGWT.
- Кондрашова Е.В. Применение технологии опережающего обучения в современной школе // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 68–73. EDN: VTATHG.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2012. 656 c.
- Кащук С.М. Организация иноязычного образования в контексте появления новой версии «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком» (2018) // Наука и школа. 2021. № 1. С. 39–47. doi: 10.31862/1819-463X-2021-1-39-47.
- Брыксина И.Е. Модель билингвального / бикультурного языкового образования в высшей школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 3. C. 123–130. EDN: MBDHCJ.
- Бурыхина Ю.А. Модель формирования учебной мотивации учащихся среднего подросткового возраста // Образование и саморазвитие. 2011. № 5. С. 170–175. EDN: OPZHFD.
- Ведута О.В. Формирование мотивации студентов технических вузов к изучению иностранного языка // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 84–91. EDN: AFRWVW.
- Ведута О.В. Мотивационные кризисы и кризисно-обусловленная модель формирования учебной мотивации студентов // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 395. С. 198–203. doi: 10.17223/15617793/395/32.