Исследовательский метод изучения физики как способ формирования общепрофессиональной компетенции у студентов вузов
- Авторы: Зубова Н.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет технологии и управления, Москва
- Выпуск: № 3 (2022)
- Страницы: 24-30
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/432
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-3-24-30
- ID: 432
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время, время непрерывного научно-технологического прогресса, важную роль играет изучение физики. От студентов технологических вузов требуется освоение компетенций, направленных на формирование навыков применения знаний физики в решении исследовательских задач. Однако изучение этого предмета часто вызывает затруднения у студентов вузов. Цель работы – предложить исследовательский метод изучения физики, основанный на системно-деятельностном подходе, для формирования у студентов вузов общепрофессиональной компетенции, направленной на освоение навыка применять знания в решении исследовательских задач. Предложен исследовательский метод изучения физики, содержащий задачи для освоения фундаментальных знаний о природе, приобретения практических умений, формирования навыка использования знаний в исследовательской деятельности. Представлена модель поэтапной реализации исследовательского метода обучения, основанного на системно-деятельностном подходе, с указанием типов задач и содержанием индикаторов формируемых компетенций. Рассмотрен способ применения предложенной методики с описанием порядка выполнения исследовательского задания по разделу физики «Волны». Проведен педагогический эксперимент с использованием тестирования для оценки уровня знаний физики у студентов технологического вуза. Проведен статистический анализ экспериментальных данных методом t-критерия Стьюдента. Установлено, что студенты, изучающие курс физики на основе исследовательского метода обучения физике, успешно усвоили систему знаний, практических умений и приобрели навыки, способствующие формированию общепрофессиональной компетенции. Это показывает эффективность разработанной нами методики, основанной на исследовательском методе обучения физике студентов вузов.
Об авторах
Наталья Валерьевна Зубова
Московский государственный университет технологии и управления, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: na448@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8112-1378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики
РоссияСписок литературы
- Александрова Е.А., Асадуллин Р.М., Бережнова Е.В., Богуславский М.В., Бобрышов С.В., Коршунова Н.Л., Рындак В.Г. Методология педагогики. М.: Инфра-М, 2018. 296 с.
- Shuyushbaeva N.N., Kozhabaev R.G., Tanasheva N.K., Altaeva G.S., Stoev M. The role of research tasks in teaching physics // Bulletin of the Karaganda university. Physics series. 2020. № 1. Р. 135–142. doi: 10.31489/2020Ph1/135-142.
- Шишелова Т.И., Коновалова Н.П. Организация научной деятельности бакалавриата и формирование исследовательской компетенции на кафедре физики ИРНИТУ // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. C. 3304–3306. EDN: TSNLRB.
- Райков Б.Е., Ульянинский В.Ю., Ягодовский К.П. Исследовательский метод в педагогической работе. Л.: Государственное издательство, 1924. 66 с.
- Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. 224 с.
- Валеева О.А. Технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 39–46. EDN: NQKKSH.
- Жаксыбаева Г.Г., Сраилова Г.Т. Пути развития качества знаний учащихся с помощью исследовательских методов // Вестник казахского национального университета. Серия педагогические науки. 2021. Т. 67. № 2. С. 128–138. doi: 10.26577/JES.2021.v67.i2.14.
- Артамонова Е.В. Контрольно-оценочный компонент в условиях реформирования отечественного профессионального образования: проблемы и перспективы развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 2. С. 9–13. doi: 10.18323/2221-5662-2017-2-9-13.
- Шендерей П.Э., Шендерей Е.Э., Туркина А.Ю., Зелепухин Ю.В. Развитие профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования. М.: Директ-Медиа, 2022. 120 с.
- Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н. Общекультурные компетенции в образовательном процессе высшей школы // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11. С. 646–667. doi: 10.12731/2218-7405-2015-11-53.
- Мурзина Ж.Д. Образование: теория, методология, практика. Чебоксары: Среда, 2019. 160 с. doi: 10.31483/a-85.
- Куулар Л.Л., Танзы М.В. Конструирование учебных заданий для организации самостоятельной работы студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 237–241. EDN: HMIHCC.
- Гуляева Г.Ю. Инновационные процессы в науке и образовании. Пенза: Наука и просвещение, 2018. 364 с.
- Харитонова А.А., Ипкаева Л.А., Машина А.А. Методика проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физики // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 3-1. С. 127–139. doi: 10.12731/2218-7405-2018-3-127-139.
- Якушевой С.Д. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы. Новосибирск: АНС СибАК, 2017. 164 c.
- Риле Ф. Стандарты частоты. Принципы и приложения. М.: Физматлит, 2009. 512 с.
- Ala V., Demirbilek U., Mamedov K.R. On the exact solutions to conformable equal width wave equation by Improved bernoulli sub-equation function method // Вulletin of the south Ural state university. Series: mathematics. Mechanics. Physics. 2021. Vol. 13. № 3. Р. 5–13. doi: 10.14529/mmph210301.
- Горчаков Л.В., Колесников Д.А. Удаленный лабораторный практикум по физике // Физическое образование в вузах. 2022. Т. 28. № 1. С. 148–168. doi: 10.54965/16093143_2022_28_1_148.
- Лебедева О.В., Гребенев И.В., Морозова Е.О. Исследовательское обучение в системе уроков физики // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 736–750. doi: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.736-750.
- Хабарова Е.И., Церцек Н.Ф. Развитие профессионального экологического образования в России // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2005. № 11. С. 21–26. EDN: ICJJSD.