О роли визуализации в обучении математике (на примере понятия функции)


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В педагогическом сообществе постоянно идет дискуссия, посвященная разнице между визуальным и аналитическим мышлением, а также вопросам психолого-педагогического обоснования концепции наглядного обучения математике. Данная работа в продолжение этой дискуссии направлена на выявление понимания визуальных образов. Цель исследования состоит в выявлении роли образов в формировании математических понятий (на примере понятия функции). Новизна работы заключается в том, что образ рассматривается не как результат, а как условие понимания математического понятия. Использованы теоретические и экспериментальные методы исследования (анализ психолого-педагогических источников, тестирование, наблюдение). Для достижения цели разработаны специальные исследовательские вопросы. Выявлена роль влияния использования образов и представлений, исходно имеющихся в мышлении обучающегося, на эффективность понимания сущности математического понятия. Обнаружено, что наилучшие результаты понимания сущности математических понятий демонстрируют те студенты, которые владеют навыками и визуального, и аналитического мышления. Показано, что визуальный и аналитический виды мышления не всегда согласуются друг с другом, поэтому методически выверенное обучение математическим понятиям и отношениям должно быть соразмерно сбалансировано. Преобладание того или иного вида мышления у обучающихся носит индивидуальный характер. Учет в педагогической практике исходных образов, представлений и ассоциаций обучающихся – необходимое условие для успешного использования методов наглядного обучения. Визуализация является важным методом изучения математики, однако понимание математических понятий не предполагает изоморфизма между пониманием понятия и его образом.

Об авторах

Наил Кадырович Туктамышов

Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань

Email: nail1954@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4679-0701

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Высшая математика»

Россия

Татьяна Юрьевна Горская

Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань

Автор, ответственный за переписку.
Email: gorskaya0304@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7136-8388

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Высшая математика»

Россия

Список литературы

  1. Giaquinto M. Visual thinking in mathematics. New York: Oxford University Press, 2007. 298 p.
  2. Hanna G., Sidoli N. Visualisation and proof: A brief survey of philosophical perspectives // ZDM – International Journal on Mathematics Education. 2007. Vol. 39. № 1-2. P. 73–78. doi: 10.1007/s11858-006-0005-0.
  3. Дренева А.А., Кричевец А.Н., Чумаченко Д.В., Шварц А.Ю. Экстрофовеальный анализ категориально заданных трехмерных фигур // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 68–92. doi: 10.17223/17267080/72/4.
  4. Dreneva A., Shvarts A., Chumachenko D., Krichevets A. Extrafoveal processing in categorical search for geometric shapes: general tendencies and individual variations // Cognitive Science. 2021. Vol. 45. № 8. Article number e13025. doi: 10.1111/cogs.13025.
  5. Куланин Е.Д., Степанов М.С., Нуркаева И.М. Роль образного мышления в научном мышлении // Моделирование и анализ данных. 2020. Т. 10. № 2. C. 110–128. doi: 10.17759/mda.2020100209.
  6. Дыбина О.В. Моделирование предметно-пространственной среды посредством модульных конструкторов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 1. С. 31–37. doi: 10.18323/2221-5662-2017-1-31-37.
  7. Аранова А.В. Культурологическая тенденция визуализации учебной информации в школьном обучении // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 193. С. 107–115. EDN: XOGQAT.
  8. Осипов Г.С., Панов А.И., Чудова Н.В., Кузнецов Ю.М. Знаковая картина мира субъекта деятельности. М.: Физматлит, 2017. 260 с.
  9. Presmeg N., Radford L., Roth W.-M., Kadunz G. Signs signification. Semiotics in Mathematics Education Research. Switzerland: Springer, 2018. 372 p.
  10. Radford L. Body, matter and signs in the constitution of meaning in mathematics // Sémiotique et apprentissages scientifique. Paris: ISTE edition, 2022. P. 245–280.
  11. Schou M.H., Bikner-Ahsbahs A. Unpacking hidden views: seven ways to treat your formula // Educational Studies in Mathematics. 2022. Vol. 109. № 3. P. 639–659. doi: 10.1007/s10649-021-10092-7.
  12. Наглядное моделирование в обучении математике: теория и практика / под ред. Е.И. Смирнова. Ярославль: ЯГПУ, 2007. 454 с.
  13. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. 79 c.
  14. Жолудева В.В. Некоторые особенности построения содержания математического образования не экономического профиля // Актуальные проблемы математики и методики её преподавания. Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, 2001. С. 214–218.
  15. Салмина Н.С. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988. 288 c.
  16. Gibbs R.W., Colston H.L. The cognitive psychological reality of image schemas and their transformations // Cognitive Linguistics. 1995. Vol. 6. № 4. P. 347–378. doi: 10.1515/cogl.1995.6.4.347.
  17. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
  18. Визуальное мышление в структуре научного познания / под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. 195 c.
  19. Aspinwall L., Shaw K.L., Presmeg N.C. Uncontrollable mental imagery: Graphical connections between a function and its derivative // Educational Studies in Mathematics. 1997. Vol. 33. № 3. P. 301–317. doi: 10.1023/A:1002976729261.
  20. Arcavi A. The role of visual representations in the learning of mathematics // Educational Studies in Mathematics. 2003. Vol. 52. № 3. P. 215–241. doi: 10.1023/A:1024312321077.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах