ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается актуальность формирования вербальных компетенций выпускников технических вузов в процессе их профессиональной подготовки. Необходимость развития профессионально-речевого общения в процессе обучения будущих инженеров связана с тем, что техническое образование имеет ряд существенных отличий от гуманитарного. Это связано с преобладанием дисциплин, основанных на точных науках, и более четко структурированной организацией учебной деятельности. Вербальные компетенции преимущественно формируются в общем гуманитарном и естественнонаучном учебных циклах дисциплин, которые изучаются на начальных курсах.  В блоках дисциплин профессионального учебного цикла на старших курсах приоритетным направлением является формирование профессиональных компетентностей, что приводит к недостаточному формированию знаний, умений и навыков в области речевого общения. Это создает необходимость формирования вербальных компетенций студентов технического вуза в процессе изучения общеобразовательных и специальных дисциплин, которая должна гармонично сочетаться с основными целями, учитывать перспективы развития высшего технического образования на этапе становления новой образовательной концепции. Показано, что подготовка будущего инженера требует формирования вербальных компетенций студентов в техническом вузе: способности отражать, осмысливать, анализировать, контролировать и обобщать информацию; получать новые знания и управлять собственным речемыслительным процессом. Поставленная задача – формирование вербальных компетенций будущих инженеров – приводит к необходимости разработки теории и методики системы развития речевой культуры студентов в процессе изучения блоков общеобразовательных и специальных дисциплин. Требуется проектирование и разработка новых технологий обучения, включающих в себя дополнительные формы и методы проведения лабораторных работ, деловых игр, семинаров, написания самостоятельных заданий в виде эссе, пояснительных записок и т. д.

Об авторах

Елена Николаевна Рябинова

Самарский государственный технический университет, Самара

Автор, ответственный за переписку.
Email: eryabinova@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Высшая математика и прикладная информатика»

Россия

Лариса Александровна Марченкова

Самарский государственный технический университет, Самара

Email: Larisa.mw@mail.ru

старший преподаватель кафедры «Геология и геофизика»

Россия

Список литературы

  1. Чеканушкина Е.Н. Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11, № 4. С. 894–897.
  2. Синякова М.Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 23–36.
  3. Рябинова Е.Н., Марченкова Л.А. К вопросу об актуальности формирования вербальных компетенций студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2. С. 163–170.
  4. Безенкова Т.А. Методика развития культуры речи студентов вуза в процессе изучения дисциплин культурологического цикла // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 13. С. 96–102.
  5. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
  7. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.
  8. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004. 352 с.
  9. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика: лекции по нетрадиционной педагогике. М.: Народное образование, 2008. 512 с.
  10. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха // Гражданское образование: материал международного проекта. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. С. 144.
  11. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. 176 с.
  12. Гаджиев Э.Э. Активные методы обучения как средство формирования общекультурных компетенций у студентов // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 563–568.
  13. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  14. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. 541 с.
  15. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной. науч. конференции. Челябинск: ЧГПУ, 2011. С. 57–61.
  16. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий). Н.-Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.
  17. Кирикова М.И. Современные методы обучения в ВУЗе // Новые подходы к моделированию образовательных программ в высшей школе в условиях реформ: материалы международной научно-практической конференции 20-21 мая 2012 г. Пенза-Алматы: Социосфера, 2012. С. 25–32.
  18. Огольцова Е.Г., Хмельницкая О.М. Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов // Развитие качества высшего профессионального образования в современных условиях: материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. М., 2009. C. 129–133.
  19. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 59 с.
  20. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
  21. Газизова Г.М. Использование методов интерактивного обучения как фактор успешного овладения студентами профессиональными компетенциями // Труды МЭЛИ: электронный журнал. 2008. № 7. С. 8.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах