ТЕКСТ И ДИСКУРС: ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
- Авторы: Закриева З.Л.1
-
Учреждения:
- Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ
- Выпуск: № 2 (2015)
- Страницы: 55-58
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/533
- ID: 533
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В соответствии с ведущими научными парадигмами современной педагогической теории и практики, педагогическая лингвистика текста активно развивается в нескольких направлениях. Обращение к проблеме разграничения и взаимодействия текста и дискурса в педагогической лингвистике имеет важное научно-теоретическое значение, как для определения текста, так и для определения дискурса. С этих позиций возникла необходимость в систематизировании знаний о структурах, выходящих за рамки предложения и высказывания. В рамках данного подхода споры ведутся о понимании текста как явления языка либо речи: иначе говоря, можно ли выделить в тексте строевые элементы, соответствующие структурным единицам в уровневой модели языка. Предложенный в статье концепт – от определения текста, через выявление соотношения текста и дискурса в педагогической лингвистике, к определению дискурса, по нашему мнению, позволяет прийти к наиболее непротиворечивому и последовательному осмыслению природы рассматриваемых понятий.
Об авторах
Залина Левановна Закриева
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ
Автор, ответственный за переписку.
Email: bekoevamarina@mail.ru
аспирантка кафедры русской и осетинской филологии
РоссияСписок литературы
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Ком Книга, 2007. 144 с.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Просвещение, 1980. 226 с.
- Ерофеева Е.В., Кудлаева А.Н. Вариативность экспозиции спонтанного текста // Проблемы социо- и психолингвистики: сб. статей. Вып. 1. Пермь, 2002. С. 33–36.
- Карасик В.И. Структура институционально дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 25–33.
- Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. С. 49–67.
- Кунавин Б.В., Таймуров А.И. К проблемам дискурса в современной лингвистике // Славянская письменность и культура как фактор единения народов России: материалы III Всерос. науч. конференции. Владикавказ: СОГУ, 2014. С. 47–51.
- Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста. М, 1976. Вып. 103. С. 60–69.
- Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Педагогика, 1980. 286 с.
- Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
- Милевская Т. Дискурс и текст: проблема дефиниции. URL: teneta.rinet.ru/rus/me/milevskat-discourseandtextdfn.htm.
- Николаева Т.М. Лингвистика текста: современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М.: Прогресс, 1978. С. 5–39.
- Реферовская Е.А. Коммуникативная структура текста в лексико-грамматическом аспекте. Л.: Наука, 1989. 165 с.
- Серио П. Как читают текст во Франции // Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999. С. 12–53.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985. 168 с.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста. М.: Просвещение, 1986. 127 с.
- Чернявская В.Е. От анализа текста к анализу дискурса // Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования: сб. науч. тр. Рязань, 2002. С. 230–232.
- Штерн А.С. Восприятие текста // Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск, 2009. С. 116.
- Джусоева К.Г. Язык и культура – две ветви, характеризующие ментальность народа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 47–49.
- Пранцова Г.В., Романичева Е.С. «От текста к тексту» как стратегия обучения речевой деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 117-123.
- Перепелюк Т.Д. Теоретические основы изучения проблемы понимания текста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 28-32.
- Гайнуллина Л.Ф., Леонтьева Л.С. Право на коммуникацию: должное и сущее // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 217-225.
- Плахова О.А. Вариативность как условие экспликации категории чудесного в сказочном дискурсе // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 21-26.Нелюбина Е.А., Амитрова М.В., Гусарова Ю.В. Языковые особенности интернет-дискурса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 21-23.
- Мартынова О.А. Философские аспекты юридического дискурса // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 186-191.
- Скоробогатов А.В. Концепт «право» в российском юридическом дискурсе // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 233-240.
- Поварова О.И. Медико-рекламный дискурс на немецком и русском языках // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 91-94.
- Бочкарева Ю.Ю. Юмористический дискурс как сфера игровой коммуникации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 249-250.