СЕМЬЯ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
- Авторы: Кочисов В.К.1, Гогицаева О.У.1
-
Учреждения:
- Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ
- Выпуск: № 2 (2015)
- Страницы: 83-86
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/549
- ID: 549
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В научной литературе социализация рассматривается как развитие способности личности к взаимодействию в обществе благодаря усвоению общественных норм социально положительного поведения. На всех этапах социализации человек осваивает нормы поведения данного социума, овладевает методами исполнения социальных ролей, навыками поведения. Социализация личности в значительной мере осуществляются вне формальных воспитательных процессов, и основная роль здесь принадлежит семье – семейному воспитанию. Семья является сложнейшей подсистемой общества, выполняя самые разнообразные функции, главнейшая из которых – воспроизводство человечества во всех смыслах. Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей. Семья напоминает государство в миниатюре, в котором существуют свои неписаные законы, общественное мнение, нравственные понятия, вкусы и идеалы. Они чаще всего соответствуют общепринятым нормам общества. В большинстве семей царит дух демократизма и согласия, здоровый образ жизни, трудолюбие и бережливость, честность и справедливость. В таком «семейном государстве» воспитываются все качества личности: трудолюбие, честность, заботливость, законопослушность, уважительность. Дети в младшем, подростковом, да и в старшем школьном возрасте наследуют многие черты своих родителей в силу социальной преемственности и влияния родителей. Родителям всегда нужно помнить, что воспитание детей идет не только тогда, когда поучают, приказывают, поощряют или наказывают, но постоянно, всем своим поведением, обстановкой дома, разговорами о своей работе, об отношении к своему производству, соседям, государству. От родителей передаются как положительные качества, так и отрицательное их поведение: нечистоплотная жизнь, недобросовестное отношение к труду, стяжательство, неразумное транжирование заработанных средств, расточительство или жадность. Все это становится достоянием детей и нередко перенимается и копируется – хотят родители этого или не хотят. Поэтому здоровая домашняя обстановка – это и есть наглядный пример воспитания детей.
Ключевые слова
Об авторах
Валерий Константинович Кочисов
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ
Автор, ответственный за переписку.
Email: bekoevamarina@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии
РоссияОльга Урусбековна Гогицаева
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ
Email: bekoevamarina@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
РоссияСписок литературы
- Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4. С. 101–103.
- Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Стереотипность восприятия этнических групп в процессе этнокультурного взаимодействия // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии : материалы IV Междунар. науч. конференции. Смоленск, 2014. С. 33–37.
- Дзуцева З.Б. Методологические подходы к исследованию нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 132–135.
- Дзуцева З.Б. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2006. 22 с.
- Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2014. № 3. С. 127–132.
- Хуриева М.Ю. Трансформация «материнского» и «отцовского» воспитания в современной северокавказской семье // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1. С. 208–211.
- Хуриева М.Ю., Бекоева М.И. Исследование проблемы трансформации материнского и отцовского воспитания в современной северокавказской семье // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 740.
- Гогицаева О.У. Семья – духовно-нравственная основа личности // Материалы V съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». М., 2012. С. 133–134.
- Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Психосоциальная работа с семьей: гендерный аспект // Второй международный конгресс по педагогическим, психологическим и социокультурным аспектам поведенческих проблем и делинквентности детей и подростков. М., 2010. С. 75–76.
- Темирова М.М., Гогицаева О.У. Проблемы возрастных отношений в семье // Международный студенческий научный вестник. 2014. № 4. С. 2.
- Тахохов Б.А. Диалог в образовательном процессе современной высшей школы. Владикавказ: Северо-Осетинский гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова, 2014. 327 с.
- Броев А.Х., Чеджемов С.Р. Проблемы воспитания личности в педагогической мысли кабардинского
- и осетинского народов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 49–51.
- Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917–1991) : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Пятигорск, 2003. 43 с.
- Хадикова И.М. Социально-педагогические детерминанты формирования этнического самосознания молодежи Республики Северная Осетия – Алания : дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2010. 260 с.
- Хадикова И.М. Условия развития психологической культуры личности студента // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 180–182.
- Варзиева Е.В. Проблемы молодой семьи как социальной структуры общества // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 54–56.
- Кокаева Ф.А. Истоки просвещения и педагогической мысли горских народов и просветительская политика правительства России на Северном Кавказе в XVIII–XIX веках : автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. 22 с.
- Федулова А.Б. Семья и семейные ценности : дис. ... канд. филос. наук. Архангельск, 2003. 252 с.
- Мжельская Е.В. Современные подходы к сущности понятия «семейные ценности» // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 113-116.
- Горбачева Н.Б. Изучение молодежи в социологическом аспекте // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 57-60.
- Гатауллина Р.Ф. Семейное воспитание в структуре саморазвивающейся социальной системы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 30-33.
- Ефимова Д.В. Воспитание межнациональной толерантности в семье и вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 115-118.
- Хуриева М.Ю. Становление и развитие идей и опыта семейного воспитания в народной педагогике Северного Кавказа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 74-77.
- Трубина Н.А. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 48-50.
- Чичканова Т.А. Ребенок в условиях этнокультурной среды региона. Вопросы воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 81-84.
- Шинкарёва Н.А. Преемственность идей народной педагогики в формировании полоролевой идентичности мальчиков и девочек // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 68-70.
- Тимошкина Н.В. Использование компьютерных технологий при изучении природы родного края // Начальная школа. 2009. № 3. С. 92–95.
- Кубанцева Г.С. Использование информационно-коммуникационных технологий при чтении лекций по этнопедагогике // Информационные технологии и системы. Владикавказ, 2009. С. 145–147.