МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Ускорение темпов развития общества, динамичное развитие экономики и возрастание роли человеческого капитала предъявляют новые требования к подготовке специалистов. В связи с этим основная задача профессионального образования заключается в формировании компетентной личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Для решения этой задачи необходимо научить студентов самостоятельно приобретать знания, анализировать информацию, прорабатывать её  и использовать для решения конкретных профессиональных проблем и технических задач. Позиция авторов строится на утверждении, что только  систематическая  самостоятельная работа и контроль ее выполнения способствуют  формированию  творческого  мышления студентов, способных к решению профессиональных задач. Показано, что для организации самостоятельной работы необходима  разработка современных методических подходов и дидактических средства обучения. В статье дана подробная характеристика целей, задач,  организационных форм и видов самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы студентов на рейтинговой основе благоприятно отражается на качестве образования, так как имеет гибкий, вариативный, разноуровневый характер, стимулирует студентов работать систематически, позволяет сократить в большинстве случаев время на выяснение подготовленности студентов к занятиям. Показаны различные формы сопровождения СРС и пути повышения её эффективности. Сделан вывод о том, что систематическая работа, проводимая преподавателями вуза по организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения, позволяет активизировать познавательную и творческую самостоятельность обучающихся, что значительно улучшает качество подготовки будущих выпускников.

Об авторах

Эльвира Ринатовна Муллина

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, Магнитогорск

Автор, ответственный за переписку.
Email: e.mullina@inbox.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры «Химия»

Россия

Ольга Алексеевна Мишурина

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, Магнитогорск

Email: olegro74@mail.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры «Химия»

Россия

Лариса Васильевна Чупрова

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, Магнитогорск

Email: lvch67@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Химия»

Россия

Список литературы

  1. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Структура теории образовательного тестирования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 153-158.
  2. Чупрова Л.В., Ершова О.В. Учебно-методическое сопровождение самостоятельной работы студентов при изучении химических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 209–212.
  3. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Электронные образовательные ресурсы как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 214–216.
  4. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.
  5. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111-113.
  6. Слесарев Ю.В., Моисеев В.Б. Инновационные педагогические технологии в процессе формирования социальной компетентности и нравственности менеджеров // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 12. С. 265-275.
  7. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Инновационный образовательный процесс как основа подготовки современного специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 864.
  8. Атанов И.В., Капустин И.В., Данилов М.В. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составляющая учебного процесса // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 1. С. 4–6.
  9. Чупрова Л.В. Сущность образовательного процесса в вузе с позиций социального и психолого-педагогического знания // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 41. С. 47–49.
  10. Чупрова Л.В., Мишурина О.А., Муллина Э.Р., Ершова О.В. Разработка и использование современных дидактических средств обучения для активизации самостоятельной работы студентов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 907.
  11. Капустина Е.И. Методические основы организации учебного процесса при двухуровневой системе образования // Инновационные векторы современного образования: сб. трудов по материалам науч.-метод. конференции. Ставрополь: АГРУС, 2012. С. 17–19.
  12. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д., 2001. 23 c.
  13. Семашко П.В., Семашко А.В. Организация самостоятельной работы студентов на старших курсах. URL: nntu.sci-nnov.ru.
  14. Захожая Т.М. Самостоятельная работа студентов в условиях организации учебного процесса в системе кредитно-зачетных единиц // Успехи современного естествознания. 2008. № 7. С. 112–113.
  15. Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5-2. С. 167–170.
  16. Трухачев В.И., Хохлова Е.В., Скрипкин В.С., Галеев Е.В., Федиско О.Н. Управление качеством самостоятельной работы студента вуза // Современные проблемы воспитания молодежи: сб. материалов конференции. Ставрополь, 2011. С. 14–23.
  17. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность. Ростов н/Д.: Март, 2002. 217 с.
  18. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Учебно-методический комплекс как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 12.
  19. Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической подготовки студентов технического университета : автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 24 с.
  20. Ершова О.В., Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Реализация рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов технического университета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 875.
  21. Ершова О.В. Повышение качества подготовки студентов в условиях рейтинговой системы // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 258–260.
  22. Павлова Е.С. Рейтинг и оценка уровня знаний студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 90-91.
  23. Исмагилова Э.Ф. Анализ оценочных систем и оценочных шкал, используемых в России и в общей мировой практике // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 74-76.
  24. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 544 с.
  25. Чупрова Л.В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе // Педагогика и современность. 2012. № 1. С. 63–67.
  26. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Академия, 2001. 192 с.
  27. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Тестирование как метод контроля учебных достижений студентов технического университета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 289.
  28. Таранцева К.Р., Пятирублевый Л.Г., Моисеев В.Б. Информационно-дидактические основы образовательного тестирования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). С. 180-190.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах